Когда пророчества исполняются

В категориях: Трудные места

Мэтью Генри

Во второй главе евангелия от Матфея мы читаем как откликнулись в Иерусалиме на вопрос волхвов о том, где им найти родившегося Иисуса Христа – Царя Иудейского.

Новость достигла в конце концов царского дворца, и когда царь Ирод услыхал о ней, то встревожился, ст. 3. Он не мог не знать пророчеств Ветхого Завета относительно Мессии и Его Царства, а также времени появления Его, которое определялось седмицами Даниила. Но поскольку он сам царствовал уже так долго и успешно, то стал надеяться, что эти обетования вряд ли когда осуществятся, что его царствование, несмотря на эти обетования, никогда не окончится. Каким же огорчением для него было услышать толки об этом родившемся Царе, теперь, когда время, определенное для Его появления, исполнилось!

Отметим: плотские развращенные сердца ничего не боятся так сильно, как исполнения Писаний.

Но если Ирод, будучи идумеем, встревожился, то можно было бы ожидать, что Иерусалим возрадуется, услышав весть о том, что Царь его грядет. Но оказывается, весь Иерусалим, кроме немногих, ожидавших утешения Израилева, встревожился вместе с Иродом: они боялись, что рождение этого нового Царя будет иметь дурные последствия, что они будут втянуты в войну или что Он ограничит их похоти. Они не желали другого царя, кроме Ирода, даже Самого Мессию. Отметим: многие предпочитают рабство греху славной свободе детей Божьих, и только потому, что страшатся трудностей в этой жизни, связанных со сменой правления в душе. Ирод и Иерусалим были встревожены потому, что имели ошибочное представление о Царстве Мессии как о соперничающем с гражданскими властями, хотя звезда, возвестившая о рождении этого Царя, ясно давала понять, что царство Его было не земного, но небесного происхождения. Отметим: причина противодействия земных царей и народа Царству Христа заключается в их неправильном понимании его.

VI.    Помощь, оказанная волхвам в их поисках книжниками и священниками, ст. 4-6. Никто не мог сказать, где находится Царь Иудейский, но Ирод спрашивает, где ожидается Его рождение: «Где должно родиться Христу?» Люди, к которым обратился Ирод, были первосвященники, учители по роду служения своего, и книжники, для которых изучение закона было их призванием; их уста должны хранить ведение, а народ должен искать закона от их уст, Мал. 2:7. Всем было известно, что Христос должен родиться в Вифлееме (Иоан. 7:42), но Ирод хотел заручиться мнением синедриона по этому вопросу и поэтому обратился к соответствующим лицам; чтобы лучше удостовериться, он собрал всех первосвященников и книжников народных, спрашивая у них, где, согласно Писанию, должно родиться Христу. Многие добрые вопросы задаются со злым умыслом, так было и в случае Ирода.

Священникам и книжникам не потребовалось много времени, чтобы ответить на вопрос Ирода, и никакого разногласия в их мнениях по этому поводу не было, все согласились на том, что Мессии должно родиться в Вифлееме, городе Давидовом, названном здесь Вифлеем Иудейский, ради того чтобы отличить его от другого города с таким же названием, находящегося в земле Завулоновой, Иис. Н. 19:15. Вифлеем означает Дом хлеба; это было подходящее место для рождения Того, Кто есть истинная манна, хлеб, сшедший с небес, посланный для того, чтобы дать жизнь миру. Доказательства они представили из Мих. 5:2, где сказано, что хотя Вифлеем мал между тысячами Иудиными, не многолюдный город, тем не менее ничем не меньше воеводств Иудиных (как написано здесь), ибо слава Вифлеема состояла не в большой численности населения, как других городов, но в том, что из него произошли великие князья.

Хотя по некоторым соображениям Вифлеем был мал, однако он превосходил все другие города Израиля тем, что Господь в переписи народов напишет: «такой-то человек, а именно человек Христос Иисус, родился там» (Пс. 86:6). «Из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля». Отметим: Христос будет Спасителем только для тех, кто пожелает принять Его как своего Вождя. Вифлеем был городом Давида, и Давид был славою Вифлеема, поэтому там должен был родиться сын и потомок его. Там находился знаменитый колодец, у ворот Вифлеема, воды из которого однажды так захотелось Давиду, 2Цар. 23:15. Мы имеем во Христе не только хлеб жизни, и имеем с избытком, но и воду живую даром получаем от Него. Заметьте, как язычники и иудеи сопоставляют данные относительно Иисуса Христа. Язычники знают время Его рождения по звезде, а иудеи - место Его рождения по Писанию, и таким образом они информируют друг друга. Отметим: если бы мы так же делились друг с другом своими знаниями, то они воз-растали бы. Люди богатеют за счет товарообмена; так и мы, передавая свои знания другим, побуждаем и их делиться с нами знаниями; таким образом многие будут рассуждать, и умножится ведение.

VII.    Кровавый замысел царя Ирода, ради которого он предпринял это исследование, ст. 7-8. Ирод к тому времени был старым человеком и правил уже тридцать пять лет; новый царь только что родился и не мог еще в течение многих лет совершить что-либо значительное, и тем не менее Ирод был исполнен зависти к нему. Для тех, кто носит царскую корону на голове, невыносима даже мысль о своих преемниках, тем более о соперниках; вот почему Ирода не могло удовлетворить ничто, кроме крови этого Младенца-Царя, и он даже не задумывается о том, что если это новорожденный действительно Мессия, то, противодействуя Ему или покушаясь на Него, он борется против Бога, а бесполезнее и опаснее этого не может быть ничего. Страсть одерживает верх над разумом и совестью.

1.    Смотрите, как коварно он составил свой замысел, ст. 7-8. Он тайно приглашает мудрецов для переговоров по этому вопросу. Он не хочет обнаруживать свой страх и свою зависть: позволить мудрецам узнать о его чувствах было позорно, а позволить узнать о них народу было опасно. Грешники часто испытывают мучение от тайного страха, который они скрывают в себе. Ирод узнает от мудрецов о времени появления звезды, посылает их дальше разведать о Младенце и просит известить его потом о результатах. Все это могло бы показаться подозрительным, если бы он не прикрылся благовидным предлогом: «Чтобы и мне пойти поклониться Ему». Отметим: величайшее нечестие нередко скрывается под маскою благочестия! Авессалом клятвой замаскировал свои бунтарские цели.

2.    Смотрите, какое удивительное безумие проявил Ирод, доверившись волхвам, вместо того чтобы выбрать себе других людей, верных его интересам. Вифлеем был всего в семи милях от Иерусалима, и он мог отправить шпионов, которые следили бы за волхвами и легко могли бы уничтожить Младенца сразу после их поклонения Ему! Отметим: Бог скрывает от врагов церкви те пути, которыми они легко могли бы уничтожить ее. Когда Он хочет лишить князей достоинства, он делает судей глупыми.

 

Мэтью Генри, «Толкование на книги Нового завета»

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: