Папа Римский: как в Церковь вернуть мистику и жизнь

В категориях: Общество, Церковь и власть

АЛЕКСЕЙ МУРАВЬЕВ

Сегодня Папа поднимает вопрос о христианах в мире.

Это, как оказывается, важный вопрос о харизме. Мы привыкли мерять все процентами. Официальная статистика всеми правдами и неправдами подтягивает нашу российскую ситуацию к моноконфессиональной. То ли у нас 80% православных, то ли все 95. Папа говорит, что меньшинство – это наоборот сила. Хорошо, что христиан мало, «мал квас все тесто квасит», цитирует он Библию. И здесь еще один важный момент – большие массы неизбежно выводят религию, даже такую харизматическую и мистическую как христианство, на уровень социального регулятора и адаптируют ее к потребностям этих масс.

В результате получается то, что называется десакрализацией и демистификацией церкви. В отличие от секулярности, которая есть естественный процесс, десакрализация оборачивается потерей этических констант и способов подключения человека к тайне, к Богу, абсолюту. Папа говорит, что «религия без мистики – это просто философия», и тут он опять попадает в десятку. Социологи говорят, что религия переместилась из общественной в частную жизнь, и попытки вернуть ее обратно в политику или общественную жизнь вызывают у людей враждебность и подсознательный протест. Но дело еще в том, что религия в общественной или политической среде начисто лишена своего мистического характера.

На частном уровне – да, там сколько угодно. Но практически нет шлюза для передачи религиозно-мистического через церковь. Потенциально он есть, а актуально непонятно, где это. В России была Великая Русская Литература, которая отчасти выполняла эту функцию. А на Западе непонятно, что ставить на это место. Папа говорит в интервью, что любит фильмы Феллини. Но того кинематографа уже нет, все поглотил голливудский стандарт. В общем, совершенно точно, что без мистики ни у католицизма, ни у православия никакого будущего нет. Мистика утончает религиозность, убирает из нее вульгарность. Мистика в христианстве – это не вера во «что-то загадочное», а прямо наоборот – личное соприкосновение с Богом, абсолютом, таинственный опыт жизни души. В общем, все примерно понимают, о чем речь, но не знают, куда это применить. И уж точно, мало кто видит общее у клерикализма и этой важной религиозной мистики.

Одним словом, папа как всегда умеет подкинуть пищи для размышления. Это особенно печально на фоне наших российских бледных пажитей, где напряжением стал вопрос – будет ли выступать актер-гей (или похожий на гея) в храме Христа-Спасителя. Проблема вселенского масштаба разрешилась просто: блогеры подняли шум и актер отказался от выступления. Все новости сводятся лишь к попыткам мало-креативного косметического ремонта фасада – то инвалидов на работу в РПЦ наймут, то новый храм-вагон на Северном полюсе освятят. На сцене вяло ругаются два церковных клоуна – один подкидывает троллинга, а другой для виду критикует начальство. И невдомек, что самое интересное из области религии давно уже происходит не в Москве, а совсем даже в Риме.

polit.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: