reveal@mirvboge.ru

Цель первых анабаптистов – не просто реформация, а возврат к первоапостольской церкви

В категориях: Общество, Церковь и власть


И. В. Музычко

Важным течением в Реформации было движение крестителей, которых в народе называли анабаптистами, из-за того, что они совершали над своими последователями крещение по вере. Это крещение взрослых воспринималось окружающими, как «перекрещивание» тех, которые были крещены в детстве. Отсюда название анабаптисты, то есть перекрещенцы. Основоположники анабаптизма Конрад Гребель, Феликс Манц, Валтасар Губмайер и другие ставили своей целью не реформирование католической церкви, которую они отвергали полностью, а возрождение живой истинной Церкви Христовой по образцу Церкви времен Апостолов.

Как описывает Г. С. Беррадж в своей книге «Верные до конца» и М. С. Каретникова в книге «Протестантизм» (1), движение анабаптистов началось следующим образом. Еще 15 лет до того, как Кальвин появился в Женеве, реформацию в Швейцарии, в городе Цюрихе, начал Ульрих Цвингли, будучи священником главного католического собора города. Обладая большим авторитетом в городе, он проводил свою реформацию, опираясь на поддержку городского совета, который обладал полнотой гражданской и религиозной власти. Цвингли тщательно обдумывал свои реформы и осуществлял их шаг за шагом, по мере того, как народ и власти города были готовы к следующему шагу.

Под влиянием идей Лютера он отверг авторитет папы римского и признал высшим авторитетом в церкви Библию, как истинное Слово Божие. Вместе со своими молодыми друзьями Конрадом Гребелем, Феликсом Манцом, Георгом Блауроком и другими он организовал кружок по изучению Нового Завета, убеждая своих друзей в необходимости безусловного послушания Слову Божию.

М. С. Каретникова пишет: «Итак, по мере изучения Нового Завета в кружке Цвингли стали складываться свои, особые взгляды на Церковь. Становилось совершенно ясно, что крещение преподается только возрожденным людям, то есть тем, кто покаялся перед Богом, получил от Него прощение грехов, и это стало очевидным в полном изменении его жизни».

Спустя некоторое время, его друзья пришли к Цвингли и сказали, что они пришли к выводу о необходимости исполнить заповедь Господа о водном крещении по вере. Цвингли понимал правоту своих друзей, но не решался пойти на такой радикальный шаг, опасаясь, что народ и городской совет его не поймут и не поддержат, и это только повредит реформации. На это друзья возразили ему, что он сам учил их, что послушание Слову Божию должно быть превыше всего. Но Цвингли был глух к их призыву, и это привело к разрыву в их отношениях.

М. С. Каретникова пишет:

«То большое влияние, которое Цвингли имел на городской совет, оказалось для него сетью. Он добился с его помощью больших успехов, но и последующее поражение было велико. Когда пришлось выбирать между поддержкой городского совета и Истиной, то он выбрал первое. Это была его трагедия: из наставника молодежи он должен будет стать ее палачом. «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своей опорой, и которого сердце удаляется от Господа» Иер. 17:5). А ведь Цвингли в свое время превзошел Лютера в евангельских позициях, отринув все римские обряды и утвердив всеобщее священство верующих».1)

После этого Конрад Гребель, Феликс Манц и Георг Блаурок приняли крещение по вере и начали открыто крестить других. Цвингли воспринял это, как вызов в свой адрес. Вначале он пытался убедить своих бывших друзей отказаться от своих убеждений, но они не согласились, ссылаясь на то, что крещение по вере - это заповедь Господа. Перед Цвингли стал важный вопрос: что делать с этими «непокорными» молодыми людьми? Больше всего его мучило сознание, что они правы.

Вскоре вопрос о «перекрещенцах» стал рассматриваться в городском совете, который принял решение принять административные меры против «бунтовщиков». Цвингли не поднял голос в защиту своих бывших друзей. Ему не хватило мудрости и мужества сказать, подобно Гамалиилу: «отстаньте от людей этих и оставьте их: ибо, если это предприятие и это дело - от людей, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его. Берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5:38-39). Тем временем движение анабаптистов стремительно росло. Подобно первым Апостолам братья шли и проповедовали Евангелие благодати Божьей.

Тысячи людей обращались к Господу в покаянии и принимали крещение по вере. Это был уже вызов не только Цвингли, но и всей официальной Реформации. М. С. Каретникова пишет:

«Так был брошен вызов запутанной сети государственно-церковных отношений XVI века. Но это был решительный разрыв в этом вопросе как с Цвингли, так и с другими реформаторами. Анабаптисты - «перекрещенцы», как их называл Цвингли (сами они называли себя «швейцарскими братьями»), дорого заплатили за свою верность Божьему Слову. Против них была Священная Римская империя, государство и даже ... великие реформаторы. Но они сделали то, чего не довершила Реформация, - разрушили союз церкви с государством, то основание государственной церкви, на котором она держалась, а именно - детокрещение. Итак, 21 января 1525 года Конрад Гребель крестил Блаурока, а тот - остальных одиннадцать. Так группа христиан впервые в ходе Реформации решилась образовать церковь по примеру новозаветной. Братья подчеркивали при этом совершенную необходимость личной преданности Христу: она была условием последующего крещения».

Вскоре на христиан, крещенных по вере, членов истинной, живой Церкви Христовой, начались страшные гонения. И эти гонения обрушились не со стороны католической инквизиции, не со стороны атеистов или язычников, а со стороны реформаторов, которые провозгласили своим идеалом Истину Евангелия. Какая трагедия! Конрада Гребеля и Феликса Манца бросили в тюрьму, где Гребель через год умер, а еще через год Манцу был вынесен смертный приговор: его связали и утопили в реке, протекающей через город. Их друга и соратника Михаила Сетлера сожгли на костре. Через два года Блаурок разделил их судьбу, тоже был сожжен на костре. Через несколько лет принял мученическую смерть от католиков самый известный лидер анабаптизма Валтасар Губмайер, богослов движения анабаптистов. Он был сожжен на костре в Вене, а его верная супруга была утоплена в реке Дунае. Все эти мученики за имя Христово умирали со словами исповедания верности своему Господу.

М. С. Каретникова дальше пишет:

«Во всех исповеданиях видно особое богословие, и оно очень близко нам - это богословие мученичества. Оно спасало верующих от отчаяния при всех неописуемых страданиях. Они понимали путь христианина, как «узкий путь» и готовы были «страдать со Христом», как написано. Они понимали страдание, как знак ученичества и знак истинной Церкви».

Основоположники анабаптизма, за исключением Губмайера, не оставили после себя богословских трудов. Но и в тех трудах, которые дошли до нас, анабаптисты отстаивали три главных Евангельских принципа истинной Церкви Христовой. Первый - это рождение свыше. Только рожденные свыше люди могут быть членами Церкви Христовой. Второй - это крещение по вере как условие присоединения к Церкви Христовой. И третий - это отделение от мира. Истинная Церковь Христова не может быть государственной, соединенной с миром, ибо Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Иоанн. 18:36). Богословие анабаптизма является верным и сегодня, как оно было верным и тогда, ибо истина Христова не подвластна времени. Вот как об этом пишет М. С. Каретникова:

«Богословие анабаптистов перевернуло не только католичество, но и протестантизм и превзошло их по одной- единственной причине: оно соответствовало Писанию, и их церковь была ближе всех других к первохристианской. Реформация породила протестантские церкви, церкви национальные: лютеранскую (Германия), реформатскую (Швейцария), англиканскую (Англия) и пресвитерианскую (Шотландия). В этих церквах оставалось очень много от католичества, и главное - это дето крещение и государственность. Обе эти черты друг с другом тесно связаны: все, живущие в данном государстве (княжестве, кантоне, королевстве), принадлежат к данной церкви, а вводятся в нее через крещение детей. Таким образом, дето крещение - это не частная черта, а совокупность многих проблем. Анабаптисты выступили против всего комплекса идей, символом которых было крещение детей. Они единственные из всех реформаторских групп противились слитности церкви с государством. Они пришли к познанию тех истин Писания, что церковь не является государственной и состоит из верующих, уже прощенных Богом людей, рожденных свыше, и что крещение по вере - это вхождение в Церковь».

 

Примечания

1. Каретникова М.С., Протестантизм, С.-Петербург, 1995

 

И. В. Музычко. Живое христианство и тайна беззакония

Газета Протестант.ру

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: