reveal@mirvboge.ru

К чему призывает и что утверждает молитва нашего Господа?

В категориях: Спаси и защити


Андрей Кулагин,

Отче наш, сущий на не6есах! да святится имя Твое. Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на не6е

Труднее всего человеку признать за Богом право, что Он истинно Сущий, и то, что Его имя свято. Впервые в Библии Бог назвал Себя Сущим, когда явился Моисею из среды горящего куста (Исх. 3:14). Возможный перевод этого места: «Я зовусь по Моим деяниям», следовательно, нашей ограниченной речью мы неспособны выразить имя Бога. Поэтому Он потребовал называть Себя по деяниям: Творец, Всевышний, Благословенный, Милосердный, Побеждающий, Ревнитель, Творящий справедливые суды... В оригинале ветхозаветного текста Бог имеет 70 имен, что соответствует числу потомков Ноя, родоначальников после потопного человечества.

Это заставляет видеть Бога во всем. Многие склонны воспринимать Его участие только в том положительном, что происходит вокруг. Но когда мы заявляем, что Он Сущий, этого недостаточно. Следует и в видимом зле видеть проявление воли Творца. А так как от Него не может происходить ничего плохого, то значит, что в неприятности также заложено добро. Всем тем, что Бог делает для нас, Он дает нам знак. Вера в это приведет нас непременно к жизни, полной смысла: «Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Пр. 3:6).

Теперь обратимся к слову «святится». Впервые с освящением мы сталкиваемся в самом начале Библии: «.и благословил Бог седьмой день, и освятил его» (Быт. 2:3). Понятие «святое», присущее любой религии как какой-то предмет, место, изображение или изваяние, Бог поднимает на совершенно новый уровень. Он освящает день, то есть время, которое нельзя удержать или присвоить. В нем, как и в Боге, можно только жить.

Освятить имя Творца — значит наполнить нашу жизнь Его содержанием. Принять это может лишь тот, чья жизнь посвящена Богу, кто живет в Его свете (Ин. 8:12) и сам стал частью этого света: «Вы — свет мира» (Мф. 5:14). «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф. 5:16).

Бог создал бесконечность духовных миров, наполнил их своим Светом и миром ангелов. Но у Него была мечта создать подножие Своей славы, и Он сотворил материальный мир и поместил его на земле. Творец желал жить вместе со Своим творением, но люди, вместо того чтобы признать Его Царем над собой, а землю превратить в рай, изгнали Бога из своей жизни в царство молитв и таинств, в храмы и одинокие кельи монахов. Отправив Бога в изгнание, мир остался в холодной темнице.

Произошло это потому, что, по мнению людей, Бог вначале сотворил человека, а лишь затем дал повеления, которые нужно выполнять, чтобы человек не нарушил уже сотворенное. На самом деле, мир был запланирован как средство и путь исполнения уже существующих до него законов и заповедей. Поэтому вывод, о том что в мире что-то может помешать исполнению воли Творца, абсурден. Не может быть преград для достижения целей творения — возможны лишь многозначительные вопросы.

В молитвенной просьбе «да при идет Царствие Твое» мы выражаем жгучее желание, чтобы Бог вмешался в ход истории, и уже при нашей жизни мы могли узреть крушение нечестивцев и ложных идей. Моисей, поднимая избранный народ для очередного перехода по пустыне, молит о водительстве Божием (Чис. 10:35): «восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!», и ему вторит псалмопевец (Пс. 67:2).

Учение Нового завета о Царстве Божием, на первый взгляд, противоречиво. С одной стороны, Царство уже приблизилось и настало (Мф. 4:17, 12:34; Лк. 17:21), с другой стороны, оно все еще должно прийти (Мф. 25:1; Ин. 18:36; Деян. 1:67). Противоречие исчезнет, если мы поймем, что Царство Божие пришло для тех, кто верит в Иисуса и Евангелие. В сердце верующих царит покой, в то время как весь мир напрочь лишен его.

Поэтому Божие Царство — это не время, не место, но состояние души, при котором человечество признает правление Бога, состояние, когда исполняются или начинают исполняться обетования Бога о восстановлении свободной от греха и смерти вселенной. Это Царство наступит совершенно (Откр. 19:6), лишь когда вернется Христос.

Кому из нас не приходилось иногда видеть в церквах угрюмые и серьезные лица с многозначительным взглядом, как бы выражающим исключительное право осуществлять волю Творца на земле? Великий Бог и служение Ему представляется таким людям как нечто серьезное, внушающее лишь благоговение и робость.

На самом же деле, там, где Бог, всегда царит радость. С Ним каждое мгновение — это праздник, наполненный светом и счастьем. Каждый миг на земле мы выполняем свою миссию привнесения в мир Божественности. Это касается не только таких очевидно радостных дел, как размышления, проповедь и молитва, но и постоянной мирской деятельности в повседневной жизни — все Его пути познания и привнесения Его в наш мир. Где есть Бог, там сила и радость, там не может быть места отчаянию и депрессии, которые являются крайней формой само-обожествления. Если мы весь день размышляем о самом себе, депрессия нам гарантирована. Хотя бы один час каждый день необходимо посвятить кому-нибудь другому.

Помните (Ин. 5:1), как люди, думая, что исполняют волю Творца, спешили в Храм, а в это время Сам Бог шел против течения толпы, к купальне Вифезда, где «лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших», не допущенных в дом Господень (2 Цар. 5:8)? В характере Иисуса мы узнали волю Творца. Когда мы просим Бога установить Его волю на этой земле, надо задуматься над тем, где проявляется наша активность. Помогаем ли мы Богу или стараемся помешать исполнению Его воли? Воля Бога, чтобы люди были счастливы.

Возникает вопрос: «Как быть счастливым, если я несчастлив?» Действительно, чувствам не прикажешь, но мыслям, словам, делам можно и приказать. Сделать что-то доброе, дать волю хорошим мыслям, сказать добрые слова, — и постепенно внутренняя радость души победит и пробьется наружу. Воля Бога не в том, чтобы навязать ее нам, но чтобы мы поняли: единственно выгодно для нас жить по Его указаниям, дабы был «Бог все во всем» (1 Кор. 15:28).

 

Андрей Кулагин, Чему и как учит молитва Господа, Христианство, №4, 2002

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: