reveal@mirvboge.ru

Суть Моисеева Завета

В категориях: Трудные места


Уильям Д. Бэррик Профессор Ветхого Завета

 

Моисеев Закон - это один из шести заветов, которые Бог заключил с Израилем,

Теологический контекст Моисеева Завета - избрание Израиля по благодати и искупительные обстоятельства Божьего освобождения Израиля из Египта. Содержание завета следует модели древнего договора с сюзереном. Этот завет был самым обусловленным из всех заветов, он обещал благословения за покорность и проклятия за непослушание. Этот завет с божественными повелевающими предписаниями, в которых оговаривались критерии праведности, обращался к Израилю, и только Израилю. Никто не может оправданно отделить друг от друга нравственную, гражданскую и церемониальную части Завета; они - одно целое. Этот Закон не имеет власти над христианами, потому что он был исполнен смертью Христа.

Божественное откровение пропитано богословскими отрывками, относящимися к этой теме. Отрывок, содержащий Моисеев Завет, представляет собой важное место в Ветхом Завете. Главы 19-24 книги Исход оказали значительное влияние на авторов как Ветхого, так и Нового Заветов: невозможно в достаточной степени описать каноническое влияние глав 19-24 книги Исход. Все, начиная с Моисея (Втор. 5:6-21), до Иеремии (Иер. 7:1 -15), Иисуса (Мф.5-7), Петра (1 Пет. 2:9), и каждого второго библейского автора, кто хотел сказать что-то о завете, нравственности и отношении к Богу, косвенно или непосредственно размышляли над этим отрывком.

Ни богослову, ни проповеднику не следует пренебрегать исследованием и провозглашением того, что Бог открыл в Моисеевом Завете. Это неотъемлемая часть «всей воли Божией» (Деян. 20:27).

Завет у Синая отметил начало новой эры в истории Божьего народа. Он обозначил новую ступень в исполнении Авраамовых обетований. Посредством этого откровения духовные вассалы получили наставление в своих обязанностях. Спасение, тем не менее, достигалось только верой. Если читатель хочет правильно понять отношение Моисеева Завета к спасению, ему следует внимательно изучить богословский и искупительный контексты этого завета.

Богословский контекст: поклонение Богу

Задолго до исхода из Египта, Бог открыл Моисею, что то, что произойдёт с народом у горы Синай, будет прежде всего упражнением в поклонении: «Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исх. 3:12). Израиль вступил в Моисеев Завет во время поклонения, через поклонение, и с целью поклонения. На Синае завет усилил необходимость поклонения Яхве (Исх. 23:25; Втор. 10:20). Неверующие не могут участвовать в истинном поклонении, поскольку у них нет никаких отношений с объектом поклонения, с Богом (ср.: Ин. 4:24).

Очевидно, что завет не должен был стать средством спасения. Участники завета, заключённого у горы Синай, уже поклонялись Яхве. Дела, которые детально излагались в условиях завета, не были задуманы для того, чтобы привести кого-либо к спасительным отношениям с Господом Условия были задуманы для улучшения поклонения и служения верующих. Покорность законам Моисея принесла бы Божьему народу благословения, но не спасение от греха (ср.: Рим. 3:20). Действительно, к поклонению на горе Синай побудило уже пережитое спасение. «Отличительная особенность Моисеева Завета в том, что он поставил Божьи законы, регулирующие жизнь Израиля, в рамки богословия избрания Израиля по благодати.»

Искупительный контекст: освобождение из Египта

В то время, когда Израильтяне всё ещё находились в рабстве в Египте, Яхве объявил, что Он беспокоился о них, и что Он освободит их: «Я действительно обеспокоен вами и тем, что сделали с вами в Египте (прим. переводчика: буквальный перевод из NASB). .. Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, в землю, где течёт молоко и мёд» (Исх. 3:16-17). Они уже были Его народом, и Он уже был их Богом.

Любовь Яхве была явлена в том, как Он вывел Израиль из Египта к горе Синай: «Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принёс вас к Себе» (Исх. 19:4). Поводом для искупления Израиля стала Божья любовь, милость и благодать (Втор. 4:37; 7:7-9; 10:15). Он освободил их до того, как вступил с ними в завет у горы Синай. Любое утверждение, что завет нужно было сохранять для того чтобы кто-либо мог спастись от греха, отрицает богословский и искупительный контексты Моисеева Завета в историческом плане.

Содержание Моисеева Завета

Для того, чтобы правильно толковать и применять содержание Моисеева Завета, должно прежде понять библейское устройство завета. Затем должно определить условную (или безусловную) природу завета. Проделав эти два шага, читателю необходимо определить участников завета: Для кого был предусмотрен этот завет? Затем, он(а) должны разобрать вопрос ожиданий: Каковы законно связывающие условия Моисеева Завета? Являются ли эти условия одним целым, или их следует разбить на три различные категории? И наконец, требует внимания вопрос наследия: какое отношение христиане имеют к Моисееву Завету?

Модель соглашения с сюзереном

Когда Бог открыл Моисеев Завет Израилю, Он предпочёл приспособить форму откровения к тому виду, с которым они были знакомы. На Ближнем Востоке в древности царь-победитель зачастую обнародовал завет (то есть, договор, соглашение), управляющий жизнью его новых подданных. У таких заветов существовало множество образцов, но в целом, они по своей структуре были схожи друг с другом. Богословы отмечают похожую структуру и в Моисеевом Завете .

И Дэвис и Хауз сравнивают содержание Моисеева Завета с обычной структурой древних ближневосточных договоров сюзерена (односторонних). Их разбивка в основном отличается тем, к какому разделу они относят завет. Возможно, объединение их точек зрения даст более верную картину структуры завета. Следует также помнить, что библейские заветы могли и не следовать полностью структуре светских договоров. Учитывая эти два фактора, в Моисеевом Завете можно выделить основные его структурные части:

Исторический пролог    Исх. 19:1-4

Преамбула    Исх. 19:5-6

Условия    Исх. 20:3 - 23:19

Забота о чтении    Исх. 24:4-7

Благословения и проклятия    Исх. 23:20-23

 

Уильям Д. Бэррик МОИСЕЕВ ЗАВЕТ

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: