reveal@mirvboge.ru

В России церковь так и не стала источником моральных ценностей для большинства населения

В категориях: Падая и поднимаясь


Выдержки из Доклада, подготовленного Советом экспертов Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по проблемам национальной безопасности, Москва, 2012 г

 

Церковь после десятилетий вынужденной отчуждённости не смогла сразу взять на себя роль духовного поводыря оказавшегося без «руля и ветрил» общества – обретённая многими россиянами религиозность носила поверхностный характер, исчерпываясь в лучшем случае единичными походами в церковь по большим праздникам, и практически не повлияла на их мировоззрение. Сегодня многие россияне придерживаются в отношении православных догматов выборочного подхода, полагая, что некоторые из этих норм должны соблюдаться, а другие – нет. Большинство россиян не считает церковь источником моральных ценностей для подрастающего поколения. Как сообщает Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), по мнению 67% опрошенных, дети и молодежь должны приобщаться к нравственности и морали, прежде всего в семье, во вторую очередь – в школе (17%). Социологические опросы показали, что церковь в качестве источника моральных ценностей называют только 4% респондентов, тогда как телевидение и другие СМИ – 5%, литературу и искусство – 3% и армию – 1%.

Анализ исследований показывает, что россияне разделились в отношении к тому, что РПЦ называет незыблемыми традиционными нравственными нормами. Так, 35% респондентов полагают, что некоторые из нравственных норм, на которых настаивает РПЦ, приемлемы для современного человека, а некоторые – нет, а 30% уверены, что людям следует придерживаться принятых православием нравственных норм и принципов поведения, жить в соответствии с ними. Наименьшая доля опрошенных (14%) высказывают мнение, что современный человек не может и не должен жить в соответствии с устаревшими нравственными нормами, на которых настаивает РПЦ. Доля затруднившихся с ответом на этот вопрос за 3 года увеличилась почти втрое – с 8% до 21%.

Что касается нравственного влияния РПЦ, то, с одной стороны, несомненно, сохранение Церковью духовных традиций, а с другой – общество не воспринимает Церковь как высшего судью в нравственных вопросах и считает, что семья, а не РПЦ или государство должна воспитывать детей в силу неизбежно развивающейся секуляризации.

Несмотря на то, что церковь не стала в России институтом, оказывающим существенное влияние на моральное самоопределение большинства населения, тем не менее, следует отметить наличие связи между отношением общества к религии и их моральным статусом. Первая особенность – заметное отставание атеистов от верующих людей в отношении к рассматриваемым моральным нормам. Если среди разных групп верующих доля с высоким моральным статусом составляет 31%, то среди атеистов таких только 25%. Вторая особенность – выраженное лидерство по демонстрации приверженности моральным нормам среди последователей ислама. Среди них высоким моральным статусом обладает 41%, тогда как среди последователей православия, других религий, а также верующих без принадлежности к какой-либо конфессии – только 31%.

rud.exdat.com

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: