reveal@mirvboge.ru

Возрастание в молитве во время испытаний

В категориях: Спаси и защити

Кен Боа

 

Запутанность, раздвоенные мысли, компромиссы и самодовольство - враги духовного роста. До тех пор, пока у нас не возникнет острое чувство необходимости, мы не сможем возрастать в благодати. В Своей благости, Бог иногда останавливает нас и уводит от иллюзий и самодовольства, допуская чтобы мы испытывали суды и разорение в нашем внешнем мире или, проводит нас через долину засухи и тьмы в нашем внутреннем мире. Таким образом, духовность поклонения и размышления включает в себя периоды печали и радости, наслаждения и опустошения, чувства теплоты и покинутости.

Все эти переживания нашли свое отражение в книге Псалтирь, и по этой причине чтение псалмов так необходимо для духовного размышления. Возрастание в молитве можно сравнить с возрастанием в браке; также как романтическая любовь не может поддерживать брак слишком долго, так и отношения с Богом, основанные только на чувствах, вскоре потеряют глубину и стабильность. Поиски сильных переживаний ощутимых результатов являются свидетельством психо-центрическим (эмоциональным) подходом к молитве. Если нам следует возрастать в бого-центрической молитве, мы должны оставить зависимость от чувств в следовать вперед в чистоте помыслов и воли, даже когда положительные чувства полностью отсутствуют.

Нам следует прекратить измерять молитву и духовное размышление тем, насколько хорошо мы себя чувствуем в это время, потому что трудное и порою бесплодное время молитвы, часто даёт нам больше духовного роста, чем время, сопровождавшееся утешением и воодушевлением. Как и в других областях жизни, мы намного большему учимся во время засухи и тьмы в нашей молитвенной жизни, чем во время удовлетворения и успеха. Вот почему преданность в том, чтобы ежедневно являться перед Господом, настолько важна. Мы можем попеременно испытывать то просветление, то затмение, по мере того, как Бог проводит нас через постоянно углубляющиеся ритмы умирания для себя и оживания во Христе. Эти ритмы открывают для нас новое понимание того, что наше «я» отделяет нас от проявления присутствия Святого Бога. Они дают нам понять, насколько отчаянно наше положение, и помогают нам отказаться от наших преувеличенных оценок, наших обманчивых образов, от нашей зависимости от репутации и достижений.

Внешние испытания и внутренняя засуха становятся средствами благодати, когда они приводят нас к пониманию того, что мы пусты и беспомощны перед Богом. Они заставляют нас увидеть, что наше ложное представление о себе на самом деле еще хуже, чем мы представляли, и что Христос намного более велик, чем мы можем себе представить. В этом состоянии, когда Бог показывает нам всю тщетность попыток спрятаться, мы становимся более податливыми и готовыми уступить Его целям. Августин говорил в отчаянии: «Да познаю я Тебя, да познаю я себя!» (Noverim te, noverim me), он знал, что чем лучше мы познаем Бога, тем лучше мы узнаем себя. Радость все более сильной привязанности к Христу всегда сопровождается болью все большего отказа от лже-себя. Смирение сердца (humilitas cordis) включает в себя возрастающее осозание благодати Божией, принятие ее и готовность подтвердить, что Его воля для нас «благая, угодная, совершенная» (Рим. 12:2). Чем больше мы забываем себя, тем лучше мы видим, что все «от Него, через Него и для Него» (Рим. 11:36).

Богата традиция, которая затрагивает тему «темной ночи чувств» и «тёмной ночи духа». Последователи Христа со времён восточных и западных отцов церкви и монашества, предпринимали попытки описать духовный путь тех, кто всерьёз решил искать единства с Богом. Продвижение к христианскому духовному опыту обычно приводит к такому моменту, когда все чувства начисто лишены удовольствия и радости в молитве. Этот опыт засухи и явной гибели - благодатный процесс очищения, который направляет душу к Богу и к познанию себя только в Нем. Те, кто допускают этот болезненный процесс в своей жизни, приобретают способность стойко продолжать поиски Бога даже тогда, когда не испытывают никакого духовного утешения. Эта ночь души ведет через боязнь возможной радости, не к отчаянию; она очищает намерения сердца и предает простоту и искренность.

Даже и в этом случае, как заметил Фома Дубейский в книге «Огонь внутри» «сравнительно небольшое количество тех, кто достиг первого периода тьмы, возрастают дальше него». Чаще всего это происходит из-за нежелания переживать боль полного отказа от мирских ценностей и непослушания даже в малом. Вторая ночь, темная ночь духа - это еще более глубокая тьма, которая может наступить через много лет после первой. В это время менее заметные корни гордости и нечистоты вырываются божественным очищением и обнажают душу человеческого подхода к любви, чувствам, памяти, интеллекту и воле. Душа чувствует себя несчастной, покинутой Богом, и близкой к погибели, но обучается держаться только за Него одного, пока благословения вселенной Богом любви не станут намного более реальными, чем раньше.

Эти периоды засухи не являются наказанием, это очищение и благодать, которые залечивают глубокие духовные щели греховного «я». Они учат душу слушать и принимать Божью волю в ее непостижимой загадочности. Они являются признаком возрастания в молитве, когда сопровождаются подчинением и отречением от попытки контролировать всё и отказом от себя для Бога не ради Его даров, а ради Него Самого. Некоторые усердные последователи Христа испытывают эти периоды тьмы как решающие события, в то время как другие переживают несколько таких периодов, причем каждый последующий сильнее предыдущего, и в это время они становятся все ближе к Богу. Страстный рыцарь веры жаждет прорваться через все преграды, которые отделяют его от божественного Присутствия и понимает с возрастающей остротой, что никакая земная чаша Грааля никогда не удовлетворит его жажды, поскольку жаждет она бесконечного и безграничного.

Взаимоотношения растут только при условии взаимной свободы, поэтому никакая особая техника или набор специальных шагов не могут гарантировать встречи с Богом. «Дух дышет, где хочет» (Иоанна 3:8), а мы нетерпеливо предполагаем, что Бог обязан явиться нам в тех редких случаях, когда мы сами решаем с Ним встретиться. По правде говоря, Бог стучит в нашу дверь значительно чаще, чем мы стучим в Его дверь. Наряду с этим, стала появляться тенденция, когда люди читают о «темных ночах» и при этом облагораживают свои обычные пути, дисциплины и трудные внешние обстоятельства, называя их темными ночами чувств или духа. Но в большинстве случаев, сухость и скука в молитве происходит не из-за духовных поисков, а из-за их недостатка.

 

Кен Боа, Духовность поклонения

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: