Будущие сценарии развития благотворительной деятельности в мире

В категориях: Движение все – но цель еще лучше


Деннис Дейкзёл и Маркус Моке

Война с терроризмом и связанные с ней вторжения в Афганистан и Ирак могут привести, по крайней мере, к двум возможным сценариям информационной деятельности гуманитарных организаций на местах: один сценарий предполагает политический контроль со стороны правительств-доноров и их вооруженных сил; при другом сценарии правительства-доноры воздержатся от установления более жесткого контроля, - в этом случае проблемы безопасности могут стоять менее остро.

Первый сценарий: отсутствие безопасности для благотворительных организаций

Такой сценарий вероятен в том случае, если администрация США продолжит «войну с терроризмом» . Первая проблема, связанная с войной с терроризмом, заключалась в том, что гуманитарные организации столкнулись с более жестким политическим и военным контролем, чем в 1990-е гг. В результате этот сценарий изначально напоминал воображаемую карту времен «холодной войны», где одни организации держались ближе к своим соответствующим правительствам, а другие поддерживали традиционные гуманитарные принципы. Определенные НПО сохраняли свою независимость, другие, особенно в США, более тесно сотрудничали - неохотно или с готовностью - со «своей» администрацией. Несколько французских НПО приняли решение не работать в Ираке. Эти различные позиции затрудняли меж организационную координацию гуманитарных организаций в зонах кризиса, а также мешали им публично критиковать правительства-доноры .

Однако сопутствующий этой ситуации высокий уровень опасности на местах, как в Афганистане, так и в Ираке, в настоящее время представляет собой даже более серьезную проблему для работающих там гуманитарных организаций. У них все меньше возможностей эффективно работать в определенных районах. В офисы МККК и ООН кидали бомбы, сотрудников нескольких организаций убили, деятельность ООН в Афганистане и Ираке была ограничена сильнее, чем во время многих других недавних кризисов.

Таким образом, гуманитарные организации стремятся избежать контроля со стороны военных и одновременно становятся объектом нападений со стороны местных жителей, что приводит к существенному сокращению их операций. Они делают свои эмблемы менее заметными или вовсе не показывают их, усиливают защиту своих офисов и жилищ и зачастую ограничивают свои операции столицами или безопасными районами. Многие из них отозвали своих сотрудников-иностранцев, которые сейчас посещают страну лишь с короткими инспекционными поездками. На их местных сотрудников оказывают сильное давление местные вооруженные группы. Таким образом, защита персонала становится первоочередной задачей; иногда это приводит к тому, что поставки гуманитарной помощи прекращаются или становятся весьма редкими. В результате гуманитарные организации либо сокращают свои операции, либо уезжают и, следовательно, перестают единообразно применять гуманитарные принципы.

Эти тенденции оказывают воздействие на сбор средств и информационную деятельность в более широком смысле. Когда соображения международной безопасности определяют приоритеты при оказании помощи, гуманитарные организации вынуждены «поощрять другие формы финансирования и противостоять донорам в связи с их политикой финансирования». Более жесткий военный и политический контроль также лишит гуманитарные организации возможности для маневра с точки зрения адвокации и финансирования. . (Адвокация это общественная кампания (англ. advocacy) — термин из практики общественных организаций, означающий кампанию, направленную на представительство и защиту прав и интересов определённой социальной группы.)

В то же время «огромным недостатком (...) было отсутствие [в Ираке] адвокации, публичных информационных кампаний и стратегии информационной деятельности на местных языках, направленной на объяснение целей ООН и гуманитарного сообщества в целом (...) а также отсутствие иракских средств массовой информации, которые могли бы передавать подобные послания» . Для тех организаций, которые все еще находятся в стране, все большее значение приобретает адвокация на местном уровне: это способствует разъяснению гуманитарных принципов, укреплению сотрудничества с местным населением и повышению уровня безопасности персонала. Однако одной информационной деятельности недостаточно, чтобы ослабить напряжение, вызванное военным и политическим контролем, с одной стороны, и отсутствием безопасности на местах - с другой. Кажется вероятным, что насилие, особенно в его крайних выражениях, приведет к ситуациям, подобным той, что сложилась в Сомали.

Второй сценарий: традиционная благотворительная деятельность

Второй сценарий во многом зависит от того, как будет меняться ситуация в области безопасности в Ираке и Афганистане. Даже если военные операции помогут достичь достаточной стабильности в этих странах, опасности и польза военного контроля и военных вторжений станут тем не менее предметом для размышлений правящих кругов . Сокращение такого военного контроля будет означать возвращение к положению середины 1990-х гг. с более активной многосторонней деятельностью и, в целом, с более независимыми гуманитарными организациями, что, в свою очередь, поспособствует большей независимости в методах информационной деятельности.

Если затем ситуация станет более безопасной, - что во многих отношениях спорный вопрос, - станет легче придерживаться традиционных гуманитарных принципов. С точки зрения оперативной деятельности, иностранный персонал, вероятно, будет чаще оставаться в зонах кризиса, однако гуманитарные организации могут по-прежнему предпочитать работать с местными сотрудниками, поскольку им можно меньше платить, они знают культурные традиции и обычаи и говорят на местных языках. Подобным же образом, вероятно, сохранится давно возникшая тенденция работать с местными НПО, например, с исламскими организациями, но движение в эту сторону замедлится. Возможно, большее уважение станет проявляться по отношению к гуманитарным эмблемам и офисам гуманитарных организаций, но по-прежнему станет полезна налаженная информационная деятельность на местном уровне, в том числе распространение знаний о целях и принципах гуманитарной помощи и содействие обеспечению безопасности персонала.

Третий сценарий: промежуточная ситуация

Существует вероятность, что оба сценария будут осуществляться одновременно. В случае кризисов, вызывающих повышенное внимание, может преобладать первый сценарий; во время не столь широко освещаемых чрезвычайных ситуаций возникнет второй сценарий, при этом правительства-доноры и их вооруженные силы, возможно, будут играть лишь ограниченную роль или вообще никакой. Такой комбинированный сценарий означает двухъярусную систему гуманитарной помощи, когда будут использоваться различные воображаемые карты в зависимости от типа кризиса и уровня безопасности. Тогда гуманитарным организациям придется приложить серьезные усилия, чтобы привлечь общественное внимание к чрезвычайным ситуациям, не получающим широкого освещения.

Вне зависимости от выбранного сценария, очевидно, что, когда соображения международной безопасности преобладают над гуманитарной деятельностью, еще труднее соблюдать принципы нейтральности, беспристрастности и независимости. В этом случае осуществлять гуманитарную информационную деятельность становится значительно сложнее.

 

Международный журнал Красного Креста, том 87 номер 860 декабрь 2005 г

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: