Эффект Голгофы: первые обратившиеся и первые напуганные

В категориях: Трудные места

Джон Мак-Артур

 

УВЕРОВАВШИЙ СОТНИК

Сотник был армейским офицером, имеющим больше ста воинов в подчинении. Он, несомненно, руководил распятием Христа и двух разбойников. Некоторые из его подчиненных, вероятно, охраняли Иисуса после истязаний в Претории, резиденции Пилата в Иерусалиме. Они могли также быть среди воинов, арестовывавших Иисуса в Саду Гефсиманском предыдущим вечером.

Эти же воины, несомненно, участвовали в бичевании Иисуса. Они облекали Его в багряницу, возлагали Ему на голову терновый венок, завязывали глаза, избивали, плевали на Него и поносили (Матф. 27:2730; Лук. 22:6364). Они же пригвождали руки и ноги Иисуса ко кресту, затем бросали жребий о Его одеждах и нагло поносили Его в минуты Его тяжелых страданий.

Они слышали объявление Пилатом невиновности Иисуса, поэтому знали, что Он не был мятежником. Ничто в Его действиях или поведении не делало Его какой-либо угрозой Риму или Израильскому народу. Для этих солдат Он, наверняка, был полным контрастом в сравнении с многими преступниками, в распятии которых они участвовали. Их поношение предполагает, что вначале они приняли Его за безумного или душевнобольного религиозного фанатика.

Но сверхъестественная тьма, землетрясение, и то, как Христос переносил Свои страдания, начали воздействовать на этих воинов. Марк говорит, что смерть Иисуса в конце концов открыла их очи на то, Кем Он в действительности был: «Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий» (Марк. 15:39). Эти солдаты несомненно видели смерть несчетного числа жертв распятия, но никто никогда не умирал как Иисус. Сила, требуемая, чтобы возопить, как это сделал Иисус, была неслыханной в этой стадии распятия.

Матфей говорит, что не только сотник, но также воины с ним «устрашились весьма» (Матф. 27:54). Греческое выражение здесь говорит о чрезвычайном испуге — наподобие паники. Такой страх часто возникал, когда люди осознавали, кем в реальности был Иисус. Кстати, выражение, использованное здесь, идентично выражению, использованному Матфеем для описания реакции учеников, когда они увидели Иисуса, идущим по воде (14:26), и реакции троих учеников на Горе Преображения, когда они увидели Христа в Его славе (17:6).

Эти солдаты у подножия креста вдруг осознали, Кого они распяли, и результатом был полнейший страх. Несмотря на все ужасы тьмы и землетрясения, они были ничтожны в сравнении с осознанием того, что Преданный ими смерти действительно был Сыном Божьим — Тем, Которого иудейские вожди предали на распятие за то, что называл Себя Сыном Божьим! И поэтому в своем признании сотник использовал слова иудейских вождей, обвинявших Иисуса перед Пилатом («Он... сделал Себя Сыном Божиим», Иоан. 19:7).

Свидетельство, сказанное сотником, кажется подлинным исповеданием его веры и веры воинов. «Воистину Он был Сын Божий» (Матф. 27:54). Лука записал, что реакцией сотника было истинное поклонение: «Сотник... прославил Бога» (Лук. 23:47). Древняя традиция гласит, что сотника звали Лонгин, и что он уверовал и стал одним из членов первохристианской церкви.

Этот сотник и другие уверовавшие солдаты стали немедленным ответом на молитву Иисуса о Его мучителях. Сам Бог спас этих людей в ответ на мольбу Своего умирающего Сына об их помиловании.

Откуда мы это знаем? Потому что спасение — всегда результат действия Божественной благодати. Вера этих людей была подтверждением действия Бога в их сердцах. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Иисус ясно объяснил еще Петру, что Бог есть Источник истинной веры (Матф. 16:1617). Только Сам Бог мог изменить ожесточенные сердца сотника и его воинов.

ВЕСЬ НАРОД

Сотник и его люди были не единственными, кого охватил страх при виде смерти Иисуса. Лука пишет, что распятие Христа закончилось горечью и ужасом для большинства тех, кто требовал Его смерти: «И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь» (Лук. 23:48).

Несколькими часами раньше это была кровожадная толпа, со злобным наслаждением громко требующая смерти Иисуса. Теперь, получив то, чего они так хотели, эти люди остались ни с чем, кроме отчаяния, горя и страха. Долгожданный триумф оставил их пустыми и без надежды. Толпа рассеялась и все в страхе спешили укрыться в своих домах. Биение себя в грудь выражало тревогу и определенную степень раскаяния. Но в отличие от сотника, прославившего Бога, этим людям недоставало истинного покаяния. В отличие от воинов они не исповедали свой грех и веру в Иисуса Христа.

Тем не менее, молитва со креста была отвечаема Богом. В Библии кажется очевидным, что эти люди были среди трех тысяч, присоединившихся к церкви за один день (Деян. 2:41). Кто знает, сколько из этих людей и тысяч других, спасенных в Иерусалиме в последующие недели, были частью кровожадной толпы на Голгофе.

Апостол Петр, обращаясь к народу в День Пятидесятницы, высказал предположение, что многие из них лично участвовали в распятии Христа. Петр фактически обвинил их в этой казни. И они не отрицали своей вины. Она, очевидно, тяжелым бременем лежала на них с того момента, как они ушли с Голгофы, бия себя в грудь. Когда они услышали слова Петра, «они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?» (ст. 37).

И когда Петр призвал их покаяться и довериться Христу, результат был потрясающим: «Охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (ст. 41).

Они тоже были Божьим ответом на молитву Его умирающего Сына. В какомто смысле молитва Иисуса привела к чуду в День Пятидесятницы.

Но три тысячи обращенных в День Пятидесятницы были только началом. Вполне могло быть, что к концу апостольской эры большинство тех, кто участвовал в предании Иисуса смерти, были детьми Царства Божьего в ответ на Его молитву о прощении!

Более того, в определенном смысле каждый прощенный грешник, который когдалибо жил, является ответом на молитву Христа. Так как наша вина вначале вознесла Его на крест, мы ответственны за Его смерть так же, как и те, кто лично вбивал гвозди в Его руки и ноги. И прощение, предложенное Им на кресте тем, кто предавал Его смерти, то же прощение, которое Он предлагает грешникам сегодня. Мы, испытавшие это прощение, имеем священную обязанность оказывать подобную милость другим (Ефес. 4:32).

Какой высокий стандарт Он установил для нас! Его отказ платить тем же, Его молчаливое принятие обид, нанесенных Ему другими, Его молитва о прощении, Его готовность прощать — все это пример, которому мы должны следовать.

Как быстро наша плоть отказывается от следования этому примеру! Когда мы незаслуженно страдаем, очень легко оправдать месть и очень трудно следовать по стопам нашего Господа. Но как и Он, мы должны вверять себя Тому, Кто судит праведно (1 Пет. 2:23).

Можем ли мы посмотреть на эту сцену на кресте, понять глубину страстей Господних, и затем оправдывать нашу неготовность прощать какуюлибо обиду, нанесенную нам нашими близкими? Ответ очевиден. Не должны ли мы оказать милость, так как мы получили милость (ср. Матф. 18:2135)? Как те, кому много прощено, мы должны много и нашему Господу и другим верующим (ср. Лук. 7:47). Пусть Господь поможет нам следовать по Его стопам милости!

 

Джон Мак-Артур, Свобода и сила прощения. Славянское Евангельское Общество 2005, Перевод: С. Омельченко

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: