О ТАЙНОМ ЕВАНГЕЛИИ ОТ МАРКА

В категориях: Трудные места


Виктор Калашников

 

...Ты поступил правильно, запретив отвратительное учение карпократиан. Это их пророчество называет «блуждающими звездами», свернувшими с узкого пути заповедей в бездонную пропасть плотских и телесных грехов. Потому что, гордясь знанием, как говорится, «глубин сатанинских», они не заметили, как ввергли себя в беспросветный мрак лжи.

И хвалясь тем, что они «свободны», поработили себя страстям. Поэтому мы должны таким людям совместно и всеми силами противостоять. Даже если кто-нибудь из них скажет что-нибудь верное, то и тогда любящий истину не должен с ними соглашаться, так как не всякое правильное суждение согласно с Истиной. И то, что кажется верным по мнению людей, нельзя предпочитать настоящим истинам, согласным с верой.

Теперь, что касается их постоянных рассуждений о богодухновенном евангелии от Марка, то частью это полная ложь, а если и есть элементы истины, то их неверно передают. Истина, смешанная с ложью, становится фальшивой, как говорят, даже соль становится безвкусной.

А что касается Марка, то он во время пребывания Петра в Риме записал все деяния Господни. Но, в действительности, он не возвестил всех деяний и не намекнул на тайные, но выбрал те, которые он счел самыми полезными для роста катехуменов в вере. А когда Петр мученически умер, Марк пошел в Александрию, взяв с собой записи, свои и Петра. Из этих записей он перенес в свою первоначальную книгу те части, которые способствовали росту познания. Таким образом, он составил более духовное евангелие для продвинувшихся к совершенству. Но он не разгласил того, что не должно произноситься всуе, и не записал иерофанического учения Господа [учения о проявлении священного в вещественном мире], а только добавил к записанным ранее деяниям другие. Также

он присоединил некоторые изречения, толкование которых, он знал, возведет слушателей в святилище истины, за семь завес. Вот так, в итоге, он подготовил все без зависти, как я полагаю, и спешки и после смерти оставил свой труд церкви в Александрии, где он сейчас весьма надежно хранится, доступный для чтения только тем, кого посвящают в великие таинства.

Но поскольку нечистые духи всегда умышляют погибель человеческому роду, они подучили Карпократа, воспользовавшись хитрыми уловками, заманить в свои сети одного пресвитера александрийской церкви и выманить у того копию Тайного евангелия, которое Карпократ истолковал согласно своим плотским богохульным представлениям и осквернил, смешав святые непорочные слова с самой наглой ложью. Из этой смеси и произошло учение карпократиан.

Поэтому им, как я писал выше, ни в чем нельзя делать уступок, а когда они предъявляют свои подделки, нельзя признавать, что Тайное евангелие написано Марком. Но даже с клятвой это отрицать! Ибо не всякому человеку можно сказать всякую истину.

Поэтому мудрость Божья возвестила через Соломона: «Отвечай глупцу по глупости его», показывая этим, что от тех, кто умственно слеп, свет истины должен быть сокрыт. И вновь подтвердила: «будет взято у того, кто не имеет», и «пусть глупец блуждает во тьме». А мы — дети света, озаренные «свыше восходом солнца», т. е. Духом Господним.

А «где Дух Господень», — сказала она, — «там свобода», потому что «все чисто, для тех кто чист». Поэтому тебе я не поколеблюсь ответить на заданные вопросы, чтобы разоблачить подделки самими словами евангелия.

Так, после «когда были они в пути, восходя в Иерусалим», и далее, до «и после трех дней Он воскреснет», здесь говорится, слово в слово: «И пришли они в Вифанию. И была там одна женщина, брат которой умер.

И подойдя, она пала ниц перед Иисусом и говорит Ему: «Сын Давидов, помилуй меня!». Ученики же упрекали ее. И, разгневавшись, Иисус ушел с ней в сад, где находилась гробница. И немедленно раздался из гробницы громкий крик. И подойдя, Иисус откатил камень от двери гробницы. И войдя, немедленно протянул руку находившемуся там юноше и поднял его, держа его за руку. Ученик же, взглянув на Него, возлюбил Его и начал умолять Его быть с Ним.

И выйдя из гробницы, они пришли в дом юноши, а он был богат. И спустя шесть дней Иисус сказал ему, что он должен сделать. И когда наступил вечер, юноша пришел к Нему, в одной простыне [или погребальной плащанице], накинутой на голое тело, и остался с Ним в ту ночь, так как Иисус учил его тайне Царства Божия.

И встав, Он вернулся на другой берег».

После этих слов следует: «И подошли к Нему Иаков и Иоанн», и весь последующий раздел.

Но слов «голый с голым» и всего остального, о чем ты писал, здесь нет. А после «и приходит в Иерихон» добавлено только: «И были там сестра юноши, которого возлюбил Иисус, и мать его, и Саломия. Но Иисус не принял их».

Все же остальное, о чем ты писал, кажется ложью, да так оно есть! Если же дать правильное толкование,согласное с истинной философией, то...

(Здесь текст неожиданно обрывается)

Перевод с древнегреческого Виктора Калашникова на русском языке публикуется впервые

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Автор первого в истории церкви «Домостроя»

Сведения о жизни Климента Александрийского (полное имя Тит Флавий Климент) весьма неполны. Большинство историков полагают, что он родился примерно в 150 году в Афинах. Неизвестны обстоятельства его обращения в христианство. Скорее всего, он принял христианское вероучение как завершение греческой философии.

Уверовав, Климент примерно в 180 году прибыл в Александрию. Здесь он познакомился с ученым Пантеном, возглавлявшим особую школу для новообращенных, своего рода христианский университет — дидаскалии. Пантен сформировал образ мышления Климента Александрийского и характер его служения.

В Александрии Климент тщательно изучил труды Филона Александрийского, который попытался объединить философию и божественное откровение. Взгляды Филона определили учение Климента о буквальном и аллегорическом смысле Священного Писания, о сотворении мира, о человеке и его природе, о рае и грехопадении.

После смерти учителя Климент возглавил дидаскалии и оставался в этой должности до 202—203 года, когда в результате гонений Септимия Севера на христиан он вынужден был покинуть Александрию. Какое то время он жил в Кесарии Каппадокийской и Иерусалиме, продолжая трудиться над своими сочинениями. Известно, что в 211 или 212 году он посетил Антиохию. А затем его след теряется. Считается, что умер он примерно в 215 году.

Некто назвал притягательность Климента к людям музыкальной. Он относился к ближнему «с открытостью сердца». Ему чужды крайности. Клименту принадлежит первый христианский «Домострой». Он был уверен, что одежда у верующих должна быть белой, а цветная им не приличествует, и что из всех искусств поваренное — самое вредное.

Если разобраться в хитросплетениях его мысли, то Климент открывается христианским мудрецом и наставником. Три главных его произведения — «Увещание язычникам», «Педагог» и «Строматы» впервые систематизируют христианское вероучение и мораль, определяют правильный подход христианства к античной культуре вообще и античной философии в частности. Мудрость, полагал Климент, доступна человеку лишь частично, и только Христос обладает ею в полной мере. Поэтому человек должен уподобляться Ему. Он был уверен, что философия подготовила греков к приходу Иисуса Христа в той же мере, как Ветхий Завет подготовил к этому евреев.

Негативное отношение апостола Павла к философии (Кол. 2:8) Климент относит к плохой философии. Совершенной философией, он полагал, является гармония веры и знания. Он считал, что вера есть начаток знания, «нет веры без знания, как и знания без веры», и что нравственное совершенство человека находится в прямой зависимости от его разумности. Ему принадлежит изречение «Жизнь истинно христианская есть система действий разумных».

 

Христианство, 4/2002

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: