Что такое Богословие и что оно изучает

В категориях: Трудные места


Владимир Дегтярев

Слово теология происходит из двух греческих слов theos, что значит Бог и logos - слово, или рассуждение, изучение. Таким образом, теология, или говоря русским языком богословие, это библейская наука, изучающая Бога в целом и Его отношение к вселенной и человеку. Богословы подразделяют богословие на три основные подраздела: Библейское богословие, Историческое богословие и Систематическое богословие. Вначале мы дадим краткое определение каждому из этих подразделов. Также важно подчеркнуть, что изучение основных библейских доктрин в этой книге будет проходить в основном на основе Систематического богословия.

A.    Библейское богословие.

Библейское богословие это изучение Библии, при котором стремятся раскрыть, во что библейские авторы верили, и чему учили, под водительством Божьим, в контексте своего времени. Библейское богословие является попыткой выявить те богословские начала, которые содержаться в Библии и предназначались ее авторами для их конкретной аудитории (Евангельский Словарь Библейского Богословия под редакцией Уолтера Элуэла, 75).

Б.    Историческое богословие.

"Историческое богословие занимается историческим развитием христианского учения. Оно показывает (на примере как трудов отдельных богословов, так и соборных постановлений), каким образом Церковь познавала истину Библии, с какими ошибками пришлось столкнуться в процессе выяснения истины" (Чарльз Райри, Основы Богословия, 16).

B.    Систематическое богословие.

Существует достаточно много определений систематического богословия. Уэйн Грудем приводит следующее: "Систематическое богословие - это любое исследование применительно к любой теме, которое дает ответ на вопрос: чему в целом Библия учит нас сегодня" (Уэйн Грудем, Систематическое Богословие. Введение в Библейское Учение, 13). Говоря другими словами, систематическое богословие это упорядоченное и методичное изучение всего того, о чём говорит Библия по той или    иной теме. Оно включает в себя сбор и понимание всех библейских отрывков, относящихся к той или иной изучаемой теме, и затем, основываясь на всей собранной информации по данной теме, дается ясное изложение библейского учения содержащегося в предоставленной информации. Здесь важно подчеркнуть, что для систематического богословия, Библия является основным, но не единственным источником информации, как для библейского богословия. Систематическое богословие основано на выводах библейского богословия и логически следует за ним. Также важным источником информации для систематического богословия является так называемое естественное или общее откровение, то есть изучение окружающего нас мира (Пс. 18:2-5; Рим. 1:1920; Иов. 12:7-9; Еккл. 3:11). Систематическое богословие важно для нас тем, что основываясь на предоставленных выводах, на его основании можно точно, доступно и эффективно преподавать Слово Божье (Мф. 28:19-20; Ин. 5:39; 2 Тим. 2:15). Изучение систематического богословия помогает христианам иметь твердое библейское основание веры, возрастать духовно, а так же избежать лжеучений (Евр. 5:11-14; Тим. 4:2-3; Тит. 1:9).

II.    Области систематической теологии, которые будут рассмотрены в этой книге:

1.    Библиология - учение о Библии.

2.    Собственно теология - учение о Боге.

3.    Христология - учение об Иисусе Христе.

4.    Пневматология - учение о Духе Святом.

5.    Антропология - учение о человеке.

6.    Хамартиология - учение о грехе.

7.    Сотериология - учение о спасении.

8.    Экклесиология - учение о Церкви.

9.    Эсхатология - учение о будущих событиях.

III.    Библия как основа для правильного богословия.

Наши    взгляды на Библию играют значительную    роль    в формировании правильного учения, правильного богословия. Существует несколько подходов в понимании того, чем является Писание.

А.    Консервативный евангельский подход.

Христиане, которые стоят на консервативных позициях считают, что Библия это Божье сверхъестественное откровение о Себе, данное Духом Святым и переданное через людей, которых Бог избрал и готовил для этой важной роли (2 Пет. 1:21). Вся Библия является богодухновенным безошибочным Божьим Словом, а не содержит лишь только в себе Слово Божье. То есть это значит, что все, что записано в Библии, даже слова диавола, написаны под Божьим контролем и с определенной целью. Поэтому необходимо тщательно изучать Библию и применять полученные знания в повседневной жизни (Откр. 1:3; 22:7).

Б.    Либерализм.

Либеральный подход к Писанию характерен отрицанием всего сверхъестественного в Писании и превозносит человеческий разум. Несмотря на то, что либерализм принимал различные формы, существует некоторые общие элементы, описывающие этот взгляд на Писание. Основной вклад в либеральное движение внесли Иммануил Кант (17244    

и Фридрих Шлейермахер (1768-1834 гг.). Основные тезисы либерального подхода по отношению к Библии выглядят следующим образом: (а). Библия не является сверхъестественным откровением от Бога и является не лишенным ошибок творением человеческого разума. (б). Библия содержит лишь запись размышлений человека о Боге, то есть о том кто такой Бог. Таким образом, Бог выглядит как творение ограниченного разума человека. (в). Сверхъестественные чудеса в Библии нельзя принимать за истину. (г). Истина Библии должна быть проверена человеческим разумом и опытом, а не принята верой. (д). Любая истина в Библии субъективна и относительна, а не объективна и абсолютна.

В.    Неортодоксальное движение.

Неортодоксальное движение весьма недооценивает Писание и переоценивает важность субъективного человеческого опыта. Главным основателем движения был Карл Барт (1886-1968 гг.). Неоортодоксы, в основном считают, что хотя в Библии и может содержаться Слово Божье, она сама не является Словом Божьим, а есть, пусть и гениальное, но лишь подверженное ошибкам произведение человеческого разума. Откровение Бога о Себе дается не через Библию, а только через опыт личного общения с Ним. И истина Библии относительна и субъективна.

Г.    Римско-католическая и Православная церкви.

Приверженцы этих церквей хотя и заявляют о важности и ценности Писания, но, тем не менее, традиции и толковательные воззрения церкви на Библию имеют для них такую же власть и ценность, как и сама Библия. Таким образом, Библия в их понимании учит тому, чему она учит, по мнению их церкви. Другими словами истину в Библии можно понимать лишь только так, как это представлено в вероучении и толковании этой церкви.

IV.    Толкование Библии (герменевтика).

Для правильного понимания Библии и формирования здравого учения очень важным моментом является то, как мы понимаем и объясняем то, что в ней написано. Библейское толкование или герменевтика как раз и служит для того, чтобы сделать смысл и значение Священного Писания понятным для читателя. Некоторые принципы толкования текста являются общими как для Библии, так и для любой другой литературы. Другие принципы могут отличаться в связи с тем, что Библия является не произведением разума человеческого, а особым откровением Божьим. Одним из основных правил для правильного толкования Писания является то, что любая часть Библии должна исследоваться как в ближайшем, так и в более широком контексте, учитывающем время написания, место написания и ту ситуацию, в которой писалась та или иная часть Библии. Некоторые важные принципы для правильного толкования Библии приводятся ниже (Paul P Enns, The Moody Handbook of Theology, 175-176).

А.    Буквальное толкование.

Буквальное толкование означает то, что слова и предложения Писания понимаются в их обычном значении - так как они понимаются при обычном общении людей при передаче информации в результате общения. Важный принцип, применяемый при этом: толковать Писание Писанием.

Б. Язык и стиль написания.

Идиомы и структура библейского языка могут существенно отличаться от тех, с которыми мы знакомы сегодня, поэтому знакомство с ними необходимо для надлежащего понимания и толкования. Литературные приемы представленные в Библии также должны браться во внимание. Это поможет нам избежать ошибок и не толковать поэзию по канонам прозы или наоборот. Большинство библейских литературных жанров хорошо известны и применяются в любой литературе, но такие как библейские пророчества имеют специфические свойства присущие только им и требуют особого подхода при толковании.

В.    Правила грамматики.

Признавая полную и буквальную богодухновенность Писания, мы обязаны обращать внимание на грамматический порядок слов в Писании. Знание грамматики важно при изучении Библии, потому что слова связаны между собой в предложения. Поэтому понимание времен глаголов, местоимений, предлогов, союзов очень важно для того, чтобы правильно понимать и передавать библейские истины.

Г.    Исторический контекст.

Исторический контекст важен при толковании Писания. Каждая книга Библии была написана в определенном историческом контексте, понимание исторического фона помогает понимать и толковать Писание правильно. Поэтому важно различные моменты Божьего откровения относить к надлежащему историческому времени, если мы хотим понять Божье откровение правильно и извлечь те истины библейского учения, которые жизненно важны.

Д.    Библейская география.

Многие события описанные в Библии связанны с климатическими и географическими условиями Палестины. Так, например, поклонение Ваалу не случайно возникло в местности, которая всецело зависела от дождей. Поэтому Хананеи, побуждаемые сатаной, воспроизвели культ Ваала, который в их воображении был бог грозы, который оплодотворял землю. Поэтому мы не должны недооценивать влияния, оказываемого природными условиями (климат) и местностью на мировоззрение и образ жизни людей, включая их религиозные убеждения.

Е.    Литературный контекст.

Исследование контекста включает в себя три основных шага: Во-первых, это изучение ближайшего или    непосредственного    контекста. Несколько параграфов предшествующих отрывку и несколько параграфов последующих за ним должны быть внимательно изучены. Во-вторых, изучение более отдаленного контекста. Это касается того раздела книги в которой находится исследуемый отрывок и обычно включает в себя две-четыре главы. И, в-третьих, изучение и обсуждение контекста всей книги. При этом конечно нужно постоянно помнить о контексте всей Библии и в своем толковании не выходить за него.

 

Владимир Дегтярев, Основы Христианского Богословия. (DMin Диссертация), Украина, Запорожье 2007 г.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: