Доказательства приоритета разъяснительной библейской проповеди

В категориях: Трудные места


Ричард Л. Мэйхъю

Заново открывая разъяснительную проповедь

Современные проповедники, которых больше волнует личное влияние, чем откровение Божье, часто пренебрегают подлинностью библейских проповедей. Писание, вне всякого сомнения, требует провозглашения воли Божьей, которой человечество обязано повиноваться. Если человек полностью предан Слову Божьему, образец изложения требует, чтобы проповедь была верна с точки зрения Библии. Изложение предполагает экзегетический процесс извлечения значения, вложенного Богом в Писание, и объяснение его с современной точки зрения. Библейская сущность и апостольский дух разъяснительной проповеди должен учитываться при подготовке и проповеднической деятельности людей, недавно привлеченных к «проповедованию Слова».

Семинария Господа вместе с другими признает громадную ответственность «проповедовать слово», о которой говорит Павел (2 Тим. 4:2) Эта книга — результат попытки установить для проповедников двадцать первого века образец библейской проповеди, унаследованный от их предшественников.

Каждое поколение сталкивается с обстоятельствами, которые Амос предрек Израилю: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» (Ам. 8:11). Последние несколько столетий вновь подтвердили эту нужду.

Объясняя Евр. 8:10, пуританский комментатор Уильям Гоудж (1575—1653) заметил: Следовательно, служители должны подражать Богу и, стараясь изо всех сил, наставлять людей в тайнах благочестия, учить их, чему верить и как поступать, и побуждать их поступать так, как они обучены. Иначе их работа производится впустую. Пренебрежение этим — основная причина, по которой люди совершают сегодня столько ошибок.

Во вступительной статье к книге Гоуджа Чарлз Сперджен (1834—1892) так говорит об Англии девятнадцатого века: Я должен добавить, что это последнее замечание со временем становится только более справедливым; именно среди необученных овец сеют смуту волки католицизма; здравое учение — лучшая защита от ересей, которые вовсю свирепствуют среди нас.

Джон Бродас (1827—1895) тоже жаловался, что в Америке нет больше хорошей проповеди, а Дж. Кэмпбелл Морган (1863—1945) отмечал:

Самая важная работа христианского служителя — это проповедь. В наши дни основная опасность заключается в том, что из-за множества мелких забот мы забываем об одной важной вещи — проповеди.

К середине двадцатого века положение не улучшилось, о чем свидетельствуют типичные нарекания.

- Кафедра остается самым слабым местом церкви, несмотря на все большее число тех, кто поднимается на нее.

- Но слава христианской кафедры — это свет, взятый взаймы...

- В двадцатом веке слава покидает кафедру с тревожной быстротой...

- Слову Божьему отказано в престоле, и оно занимает второстепенное место.

Этот образец не является уникальным, разработанным Семинарией Господа, но скорее отражает испытанный временем способ провозглашения Слова Божьего христианскими проповедниками. (См главу 3.)

Тем не менее, остается правдой, что «каковы бы ни были признаки современной кафедры, центральное положение библейской проповеди не является одним из них».

В традиции, которая ставит в центр написанное Слово, не может быть ничего важнее, чем истолкование и провозглашение этого Слова. Каждый понимает необходимость обоснованной экзегетики текста, но лишь немногие способны предложить такую экзегетику и эффективно проповедовать на ее основе."

В середине 1980-х гг. национальный Конгресс по разъяснению Библии (СОВЕ) собрался и призвал вернуться к подлинному библейскому разъяснению. СОВЕ заявил, что американская церковь должна вернуться к истинно библейской проповеди, иначе западный мир будет по-прежнему скатываться к обесцениванию культуры. Говоря об уникальности Америки в современной культуре, Оз Гинесс с беспокойством заметил, что «...во всех моих исследованиях я наблюдал западное общество, в котором церковные скамьи полны, а проповеди пусты». Джон Мак-Артур в своем обзоре образцов проповеди конца восьмидесятых замечает:

Евангельская проповедь должна прежде всего отражать нашу убежденность в безупречности и безошибочности Слова Божьего. Слишком часто этого не происходит. Фактически в современной евангельской церкви все более отчетливо проявляется тенденция отхода от библейской проповеди в сторону прагматического подхода к теме, основанного на опыте.

В конце девяностых на кафедре по-прежнему присутствует очевидное стремление к уместности, результатом чего является невнимание к откровению Божьему. Зигфрид Мейер предупреждал христиан в 1960-е гг. о той же «современной опасности»." Он сравнивает черты своего времени с более ранними тенденциями Гарри Эмерсона фосдика, который писал в двадцатые годы: «Проповедь неинтересна, потому что не связана с реальными интересами людей... Проповедь должна затрагивать реальные проблемы».16 Мейер замечает, что Фосдик открыл шлюзы, через которые на кафедру хлынула философия и психология, наводнив ее неверием.

Тревожно то, что философия Фосдика очень похожа на совет, который дается в одной из недавних публикаций о современной проповеди.

Люди, не посещающие церковь, являются прежде всего потребителями. Нравиться нам это или нет, но, когда мы проповедуем, они спрашивают себя:

«Интересна мне эта тема или нет?» Если она им неинтересна, тогда то, насколько хорошо мы говорим, уже не будет иметь значения, их ум это не воспримет."

Напрашивается вывод, что пасторы должны проповедовать то, о чем хотят послушать люди, а не то, что хочет объявить Бог. Такой совет звучит тревожно, вспомните, о чем предупреждает нас 2 Тим. 4:3: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху».

Каким же должен быть ответ? Мы утверждаем, что необходимо заново открыть и вновь утвердить разъяснительную проповедь для будущего поколения проповедников, которые в новом тысячелетии столкнутся со всеми духовными возможностями и сатанинскими препятствиями. Мы соглашаемся с оценкой Уолтера Кайзера.

Независимо от новых установок, которые периодически предлагаются, чтобы сделать церковь более жизнеспособной, аутентичной и эффективной, нам нужно прежде всего обновленное провозглашение Писания с новой целью, страстью и силой.

 

Мак-Артур-младший, Джон. Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: