Должны ли мы истолковывать Библию сами или полагаться на мнение внешнего эксперта

В категориях: Трудные места

Боб Атли

Слово к христианам-неспециалистам

 

У многих обычных рядовых верующих наблюдается растущая апатия и безразличие к самостоятельному изучению Библии. Многие готовы и желают, чтобы кто-то другой истолковал им Священное Писание. Это идет вразрез с библейским принципом «священства верующего», который с таким энтузиазмом утверждался Реформацией. Мы все несем ответственность за то, чтобы познавать Бога через Христа и понять для себя Его волю относительно нашей жизни (т.е., за способности нашей души). Мы ни в коем случае не можем позволить себе переложить эту огромную ответственность на кого-то другого, независимо от того, насколько мы уважаем того человека. Мы все дадим отчет Богу за то, как мы понимали Библию и как мы жили по ней (ср. 2Кор.5:10).

Почему сегодня получило такое широкое распространение очевидное стремление к «предварительно переваренному» изучению Библии (проповедям, комментариям)? Я считаю, что первая причина этого заключается в большом количестве толкований, так легко доступных в западной культуре, и которые привели ситуацию к серьезному замешательству. Создается впечатление, что по поводу Библии вообще нет никакого согласия. Это, конечно же, совсем не так. Тем не менее, следует проводить различие между основными историческими христианскими истинами и второстепенными вопросами. Основные, фундаментальные понятия христианской веры являются общими для всех христианских конфессий. Под этим я подразумеваю доктрины о человеке, о служении Иисуса Христа, о желании Бога спасать грешников, о центральном месте Библии и другие подобные истины, которые являются общими для всех христиан. Рядовые верующие должны быть обучены различать пшеницу и плевелы. Просто сам факт, что существует так много толкований, не снимает с нас ответственности за выбор тех из них, которые больше всего согласуются с намерением богодухновенного библейского автора, выраженного в библейском контексте.

Барьером для верующих является не только наличие различных толкований самих по себе, но также и конфессиональные традиции толкователей. Часто начинающие верующие думают, что знают, в чем смысл сказанного в Библии, еще до начала её изучения или даже до её первого самостоятельного прочтения. Часто мы ощущаем себя настолько комфортно в определенной богословской системе, что совсем забываем о том, какие проблемы эти искусственные системы вызвали на протяжении всей истории Церкви. Кроме того, мы забываем, как много различных, часто на вид противоречивых систем существует в христианском сообществе. Мы не должны позволять себе ограничиваться только тем, с чем мы хорошо знакомы! Мы должны заставить себя снять очки конфессиональных и культурных традиций и увидеть Библию в свете её собственного времени. Конфессиональные и культурные традиции могут быть полезными, но они всегда должны подчиняться Библии, а не наоборот. Это очень болезненно - подвергнуть переоценке всё то, о чем нам было прежде рассказано, но чрезвычайно важно, чтобы мы всё же сделали это, притом - самостоятельно, без родителей, пастора, учителя, супруга или друзей.

Мы должны осознавать, что все мы находились и продолжаем находиться под влиянием не только своих родителей, своего места рождения, своего времени рождения, но также и своего

личного опыта и своего типа личности. Всё это оказывает очень сильное влияние на то, как мы толкуем Библию. Мы не можем изменить или устранить эти факторы, но мы можем признать их присутствие, что поможет нам не быть чрезмерно зависимыми от них. Мы все исторически обусловлены.

Было в Америке время, когда обыкновенные верующие знали Библию так же хорошо, как знали её проповедники, но в наши дни специализации и агрессивного посягательства средств массовой информации на наше время мы сделали выбор в пользу специалиста/эксперта. Однако, что касается истолкования библейского текста, мы должны делать это сами. Это вовсе не означает, что мы не будем обращаться за советом и помощью к одаренным, призванным и хорошо обученным христианским лидерам, но мы не должны позволить их толкованию стать нашим без молитвенного, самостоятельного анализа Библии. На нас на всех продолжает оказывать свое воздействие грех, даже после того как мы обрели спасение. Это влияет на все аспекты нашего понимания о Боге и о Его замыслах. Мы должны признать главную истину: наше понимание никогда не равно Божьему пониманию. Мы должны крепко держаться основных принципов христианства, но позволять максимальное выражение в части толкования и практики в периферийных или второстепенных областях. Каждый из нас сам должен решать, где находятся эти границы, и жить надлежащим образом - по вере, любви, в свете того, что мы обрели из Писания.

В целом, мне кажется, Церковь должна направлять больше энергии на передачу верующим тех принципов, которые способствуют адекватному пониманию замысла древнего, богодухновенного библейского автора. Мы, как читатели Библии, также должны существенно сократить наши основанные на опыте и традициях местнические и конфессиональные предубеждения, чтобы действительно стремиться к постижению сути послания богодухновенных библейских авторов, даже если это может нарушить наши личные пристрастия или конфессиональные традиции. Мы должны оставить наш популярный метод «подтверждение мнения библейским текстом» ради истинного контекстного истолкования оригинальных библейских авторов. Единственной богодухновенной личностью в процессе истолкования Библии является оригинальный автор(ы).

Верующие должны пересмотреть свои цели и мотивы в свете сказанного в тексте Еф.4:11- 16. Пусть Бог поможет нам постигать полноту Его Слова, проявляя затем постигнутое в своих мыслях и поступках.

 

Учебник по толкованию Библии, Боб Атли, профессор герменевтики (истолкование Библии)

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: