Основные заповеди еврейской благотворительности

В категориях: Движение все – но цель еще лучше


Розенберг Н.И., Мнацаканов А.А.

Всякий еврей, имеющий доходы выше прожиточного минимума и не имеющий больших долгов, обязан отделять часть своих доходов на благотворительность . Мудрецы Талмуда чрезвычайно подробно разбирают все нюансы, связанные с заповедью о благотворительности, здесь мы остановимся только на некоторых, наиболее значимых моментах:

    обычная «ставка» пожертвований десятая часть от чистого дохода;

    обеспеченный еврей, чьи доходы намного больше средних для его страны, может жертвовать на благотворительность, но не более пятой части дохода;

    по завещанию можно передать благотворительным организациям до трети своего имущества;

    имеющий большие долги или зарабатывающий столько, что хватает только на поддержание своей семьи (супруг, дети, родители), не имеет права жертвовать на благотворительность;

    дееспособному еврею часто достаточно помочь, снабдив его беспроцентной ссудой на длительный срок и предоставив помощь в начале своего дела, такой подход приветствуется мудрецами. К примеру, именно этот подход позволил американским евреям за 3040 лет превратиться из группы нищих иммигрантов из Российской империи в самое мощное и влиятельное этническое сообщество США.

Существует иерархия способов, которыми можно пожертвовать деньги на благотворительность. Раввин Александр Фейгин пишет про восемь уровней, начиная с высшего:

1.    Помочь нуждающемуся еврею, одарить его или занять ему, или войти с ним в деловое партнерство, или дать ему работу, чтобы поддержать его, чтобы не нуждался в помощи других, не должен был просить подаяния. Об этом сказано: «и поддержишь его».

2.    Менее этого заслуга дающего бедному так, что дающий не знает, кому дает, а берущий не знает, от кого получает. Подобно этому и пожертвование в благотворительный фонд или общую кассу. Жертвовать в фонд следует только при условии, что вы уверены в порядочности распорядителей фонда и их умении распоряжаться средствами.

3.    Менее этого заслуга дающего, если он знает, кому дает, но получатель не знает, от кого получил. Мы знаем из Талмуда, что величайшие мудрецы крадучись обходили дома бедняков и подбрасывали к дверям деньги. Это хороший путь исполнения заповеди и он может пригодиться там, где нет порядочных распорядителей пожертвований.

4.    Менее этого заслуга дающего бедному, если тот знает, от кого получает деньги, а сам дающий не знает, кому дает. Так мудрецы завязывали монеты в лоскут ткани и кидали свертки себе за спину, а бедняки собирали. Таким образом, они избегали стыда, ведь дающий не видел их лиц.

5.    Менее этого заслуга дающего бедному (дающий знает, кому дает, получающий от кого получает), не дожидаясь просьбы от него.

6.    Менее этого заслуга дающего бедному, после того, как он сам попросит.

7.    Менее этого заслуга дающего бедному, меньше, чем следует, но доброжелательно и любезно.

8.    Менее этого заслуга дающего бедному с огорчением.

Как видно из вышесказанного, в еврейской благотворительности важным моментом признаётся предотвращение впадения в нищету, также важно сохранить достоинство одаряемого. Бедный человек рассматривается как тот, благодаря которому можно выполнить заповедь, а значит недопустимо выказывать ему пренебрежение.

Следует сказать, что принципы остаются теми же, если евреи помогают нуждающимся не евреям. У евреев принято оказывать помощь сначала своим родственникам, потом единоверцам и затем всем людям. В Талмуде сказано: «Бедняков своего города предпочитай», однако надо понимать, что многочисленные случаи помощи евреев не евреям являются не нарушением этого принципа, а его развитием, ведь еврейская взаимопомощь очень развита и эффективна, и выполнить свой долг перед людьми зачастую невозможно, если ограничиваться только помощью евреям. Самым ярким примером воплощения принципов еврейской благотворительности на благо человечества является аккредитованная при ООН еврейская организация «Яд Сара», помогающая инвалидам по всему миру.

 

XII Международная конференция история управленческой мысли и бизнеса, (г. Москва, 28-30 июня 2011 г.). Социальная ответственность бизнеса и этика менеджмента

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: