Пять событий, изменивших в 2014 году украинское христианство

В категориях: Общество, Церковь и власть


К концу года украинские конфессии подошли мощным крещендо: на Евромайдане ежеминутно присутствуют священники, СМИ с удовольствием рассказывают о роли религии во время протестов. Интернет-журнал Ideas4God.com решил вспомнить, какие связанные с верой события неуклонно вели к данному status quo, а какие – от него уводили. Итак, пять самых важных событий 2013 года.

1.Юбилей Крещения Руси: встреча претендующих на наследство

Украинские конфессии – это одна шумная и большая итальянская семья, которая уделяет особое внимание тому, кто и в каком статусе у неё гостит во время памятных дат. 1025-летие Крещения Руси, будучи не особо круглой датой, всё же было проведено на высоком государственном уровне.

Само празднование было разделено на три этапа, подчёркивавших, кто «равнее других»: 26 июля прошло торжество с участием представителей всех украинских церквей и украинского истеблишмента, 27 июля – мероприятие с участием священноначалия большинства канонических Православных церквей и РПЦ в частности, и 28 июля – всенародное празднество под эгидой УПЦ (КП), вылившееся в 25-тысячное шествие из Владимирского собора к Владимирской горке.

Подчёркнутое внимание Предстоятелю РПЦ Патриарху Кириллу, щедро декламировавшему прозу о единстве трёх братских народов, вылилось, по мнению экспертов, в заметное ухудшение праздничного настроения у тех 11 млн украинцев, которые относят себя к УПЦ (КП) или УГКЦ. «Трёхглавый» формат юбилея вызвал шквальную критику: «унижением миллионов христиан и углублением раскола страны» охарактеризовал прошедшие мероприятия один из ведущих религиоведов Виктор Еленский. Были и сенсации: на Юбилее произошла встреча митрополита УПЦ (МП) Владимира и патриарха УПЦ (КП), которые «обнялись, троекратно поцеловались и обменялись тёплыми словами». «Мы уже не враждуем», — подвёл итоги Филарет несмотря на противоречащую этому тезису ивент-усилия государства. Празднование юбилея вновь подчеркнуло, кто плывёт в фарватере власти, а кто – нет.

2. Habemus Papam Franciscum

Как отразилось восхождение на папский престол аргентинца Хорхе Марио Бергольо на репутации украинских римо- и греко-католиков – хорошо или очень хорошо – будет, вероятно, предметом кандидатских диссертаций. Так или иначе, избрание простого и скромного Папы Римского, отказавшегося от специального автомобиля и сопровождавшей жизнь главы Католической церкви роскоши, вызвало к нему живой интерес публики и внимание СМИ.

Украинские медиа были всегда честны с констатацией неподобающего образа жизни отдельных украинских клириков, и это создало органично чёрный фон для одетого в белое Папу Римского Франциска I. Впрочем, даже на этом посте он не изменил себе, и, вряд ли зная об этом, дал старт увлекательному, сугубо украинскому соревнованию по сравнению иерархов двух крупнейших конфессий, управляемых из «иностранных центров» — Рима и Москвы.

Не будет преувеличением сказать, что Патриарх Кирилл не ожидал, что и всемирные СМИ (для журналов TIME и The New Yorker Франциск – явно человек года), и православные миряне с удовольствием будут следить за тем, как непогрешимый за кафедрой католик №1 будет целовать ноги прокажённым, проповедовать нищим и «внезапно» удивлять новым интервью.

Онлайн-пользователи уже оценили скромность Папы: по количеству Twitter-подписчиков Франциска обгоняет только Президент США Барак Обама. И хотя можно по-разному оценивать состояние российского православия и его всё большее «непослушной» украинской дочки, об одном можно сказать наверняка: как и в случае с выходом на сцену нынешнего Главы УГКЦ Святослава (Шевчука), самоотречение Бенедикта XVI и восшествие на папский престол Франциска I придало облику Католической церкви гуманности и демократичности. Ведь ещё в 1832 году Папа Григорий XVI отзывался о демократии как о «самой заразной ошибке». Ныне в Ватикане демократия в моде.

3. Падение и взлёт Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций

Со времени своего создания в 1996 году Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО) научился быть и в бедности, и в богатстве. Однако таких «американских горок» в отношениях с существующей властью, на какие Совет посадили с момента обретения президентских полномочий В. Януковичем, он никогда не испытывал. Гарант не обращал внимания на ВСЦиРО практически 1,5 года.

Однако, осознав невозможность построения страны при благословении единственной церкви – УПЦ (МП) – в апреле 2011 года он впервые встретился с церковными иерархами. С тех пор Совет церквей регулярно досаждал Президенту: то в марте 2012 года решил встретиться с руководством Европейского Союза (поездка была сорвана Администрацией Президента), то выпустил текст «Обращения …. к украинскому народу», который выражал недвусмысленную позицию церквей о необходимости присоединиться к семье европейских народов. Особую пикантность документу придавала одна-единственная подпись митрополита Владимира, Предстоятеля УПЦ (МП).

Дискуссии и даже споры на счёт участия церквей в политических процессах волею судеб вновь вывели ВСЦиРО под свет прожекторов светских СМИ, которые наверняка закупили побольше бумаги для фиксации конфликта между консервативной и более гибкой частями УПЦ (МП). В преддверие Евромайдана ВСЦиРО мы обязаны двумя отважными поступками: решением следовать по пути евроинтеграции (не портя при этом отношений с Россией) и умением приглашать к межцерковному диалогу церковь, объединяющую 1/5 страны – УПЦ (МП).

4. Церковь с народом: религия на Евромайдане

«Религия возвращается в украинскую политику, однако это не значит, что она соединяется с жизнью народа», — говорит в своём свежем интервью религиовед и автор новой книги о взаимоотношениях веры и политики Виктор Еленский. Впрочем, напиши он книгу после Евромайдана, картина получилась бы более полной: церковные иерархи и отважные священнослужители без устали служат на Майдане миротворцами, а светские СМИ вновь открывают для себя, что религия – это не только храм на городском отшибе или «сектант», раздающий сомнительные буклеты. После разгона студентов в ночь с 30 ноября на 1 декабря от церквей ожидали жёстких оценок.

Разумеется, практически все религиозные организации высказались в пользу мирных переговоров и замены насилия диалогом. Евромайдан, без сомнения, вызвал споры внутри и самих церквей. Глава украинских баптистов В. Нестерук в интервью российскому (!) сайту отметил, что «нашей активности на Майдане нет» (правда, оказалось, интервью было взято до 1 декабря), что вызвало протест у небольшой группы протестантских богословов, часть которых сами были активными участниками Майдана.

Нужно отметить, что все ожидали реакции УПЦ (МП), поскольку большая часть украинского истеблишмента относит себя именно к ней. На фоне сокрушительных по своему эмоциональному напору мнений греко-католиков и протестантов позиция УПЦ (МП) была блеклой и нерешительной.

Однако, по мнению то же Еленского, на фоне заявления Синода РПЦ о ситуации в Украине, отмеченного отсутствием упоминания факта существования УПЦ, она выглядит уравновешенной и патриотичной. Если не считать молитвы и литургии прямо со сцены, на религиозные потребности митингующих (и просто зевак) одними из первых отреагировали протестанты, установившие возле памятника «Нулевой километр» молитвенный шатёр. Позднее появился греко-католический походный храм. То, что не удалось юбилею Крещения Руси, удалось #Евромайдану – религия стала неотъемлемой частью жизни простого человека.

ideas4god.com

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: