Российский бизнес до сих пор не может согласовать свои интересы с интересами общества

В категориях: События и вести


Владимир Петухов

В России давно выявилась значимая проблема российской демократии, впрочем, как и любого сложно организованного общества, - это нахождение механизмов перевода частных, групповых интересов на язык общезначимых проблем. Речь идет прежде всего о способах согласования интересов российского бизнеса с интересами общества. Настоящая, а не формальная демократия, как свидетельствует мировой опыт, предполагает более равномерное распределение богатств и ресурсов, чем это имеет место в современной России, а также контроль за экономической деятельностью со стороны общества, в тех случаях, когда эта деятельность способна нанести вред человеку и окружающей среде.

Ложно и слишком буквально понятый лозунг «священности и неприкосновенности частной собственности» не только привел к череде катастроф с многочисленными человеческими жертвами, но и обусловил абсолютную закрытость и непрозрачность корпоративного сектора и рынка труда. Причем это в равной степени относится и к частному, и к государственному сектору экономики. Не имея серьезного противовеса в лице профсоюзов, «капитаны» крупного российского бизнеса весьма успешно лавируют в рамках тех возможностей, которыми они располагают. «Продвинутые», «широко мыслящие», «либерально ориентированные» руководители крупных компаний безусловные демократы, когда речь идет о необходимости освобождения своего бизнеса от попыток опеки и вмешательства со стороны властей, но создают откровенно авторитарную систему отношений в своих компаниях. Причем многие из них убеждены, что россияне должны работать больше, получать меньше и не роптать, когда их «выставляют» на улицу. Отсюда нарастающий кризис доверия в трудовых коллективах, как между коллегами по работе, так и в отношении руководства.

Между тем Запад знает массу примеров «соучастия», когда акционерами крупных компаний являются миллионы граждан, а главное накоплен огромный опыт правовых, политических форм воздействия на экспансионизм крупного бизнеса посредством легальных демократических институтов, начиная от профсоюзов и заканчивая СМИ и парламентами. У нас пока еще этого нет. Так, большинство россиян (57%) уверены в том, что каждый гражданин имеет право отстаивать свои экономические интересы, в том числе и с помощью забастовок и демонстраций, однако, как показывает практика, крайне редко этим правом пользуются. Это обусловлено отнюдь не только пассивностью многих наших сограждан, но и отсутствием адекватных механизмов, с помощью которых эти права можно реализовать.

Например, одинаково индифферентно к правам трудящихся на забастовку и участию в управлении предприятиями относятся работники государственных и частных предприятий. И это в ситуации, когда практически каждый второй опрошенный признает, что на работе от его мнения практически ничего не зависит.

В условиях предстоящей реструктуризации российской экономики первостепенной задачей становится создание новых профсоюзов, поскольку «старым», судя по исследованиям, наши сограждане, в лучшем случае, готовы делегировать охрану труда на предприятиях, реализацию прав трудящихся на отпуск. Самое же главное, для чего существуют профсоюзы, борьба за экономические интересы трудящихся     не воспринимается обществом как та область деятельности, где они могут добиться чего-то существенного.

Что же касается негатива, который накопился в отношениях между крупным бизнесом и обществом, то вряд ли его удастся снять очередной попыткой прямого участия бизнеса в политической жизни. Но так же ничего хорошего не сулит его замыкание на корпоративных, узкогрупповых интересах. Наиболее перспективным, как совершенно справедливо отмечает Сергей Перегудов, представляется переключение внимания крупного бизнеса на задачу приращения человеческого и социального капитала (в том числе в своих собственных компаниях), существенное повышение вложений в развитие образования, науки, здравоохранения, экологии, то есть в те направления, которые составляют квинтэссенцию современной социальной активности корпораций в рамках доктрины социальной ответственности бизнеса6.

 

Вестник института Кеннана в России, выпуск 20. Москва 2011

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: