Тайны церкви Христовой

В категориях: Общество, Церковь и власть


Б. Я. Шмидт

Христос и Церковь

...Мне чрез откровение возвещена тайна... то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом (Святым). Еф. 3, 3—5

Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! Иоан. 19, 30

Апостол Павел, обращаясь к церкви в Ефесе, напоминает ей о тайне Христовой, которая не возвещена прежним поколениям сынов человеческих. Действительно, избрание Церкви Христовой — это удивительная и захватывающая дух тайна, которая ныне открыта через апостольские послания Духом Святым. Мы живем в очень интересном периоде плана спасения Божьего — в периоде Церкви. Этот период начался со смертью Христа, когда на кресте Он произнес Свое первое "совершилось", и закончится восхищением Церкви, когда в нее войдет полное число язычников (Рим. 11, 25).

Об этом периоде древние пророки ничего не пророчествовали, они только предсказывали о назначенной нам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в Них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу" (1 Пет. 1, 10—11). В эту тайну желали проникнуть даже Ангелы" (ст. 12).

С отвержением Христа Израильский народ на время оставлен Богом и рассеян по всем царствам земли. Произошло временное "ожесточение Израиля", и Бог обратил лицо Свое к язычникам. После же периода Церкви Бог опять возобновит отношения со Своим избранным народом — Израилем.

А сейчас Бог имеет дело с язычниками. Из них, т.е. из возрожденных душ всех народов, племен и языков, Он избрал Церковь Свою, чтобы она была Его избранным народом и сонаследницей и славой возлюбленного Сына.

Избрание Церкви простирается далеко за пределы нашего земного существования, ибо оно произошло во Христе прежде создания мира, как сказано: "Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним" (Еф. 1, 4—5). Это одна из тайн Церкви, фундамент и строительство которой заложено в предвечные времена, когда еще не были сотворены первые пылинки Вселенной. Там, в предвечности, Богом был определен план спасения человечества через жертву умилостивления и Кровь Агнца, "предназначенного прежде создания мира..." (1 Пет. 1, 18—20).

Церковь создана Христом, ее основание покоится на умершем и воскресшем Христе и поэтому "врата ада не одолеют ее".

По своей сути Церковь является неземным народом Божьим, она предназначена для неба. Будем помнить, что ее удел находится на небесах. Оттуда она получает благословения: "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах..." (Еф. 1, 3).

Она занимает также соответствующее положение: "...И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе" (Еф. 2, 6).

Там, на небесах, находится ее наследство: Отец возродил нас воскресением Иисуса Христа "к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас..." (1 Пет. 1, 3—4).

На небесах записаны имена спасенных: "...радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах" (Лук. 10, 20). И поскольку Церковь является небесным народом Божьим, Апостол Павел призывает нас помышлять о горнем, а не о земном (Кол. 3, 1—2).

Призвание язычников

Потому что мне чрез откровение возвещена тайна... чтоб и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования... Еф. 3: 3, 6

Призвание язычников — тоже одна из тайн Церкви. Пророки предсказывали пришествие Христа на землю, предвозвещали Христовы страдания и последующую славу, но тайна спасения язычников им не была открыта. Иудеи никогда не соглашались с тем, что и язычники могут быть наследниками обетовании Божьих. По их глубокому убеждению только они, Иудеи, являются избранным народом Божьим; все же остальные народы находятся вне обетований Божьих, и следовательно — под проклятием.

А это вовсе не так. Хотя Христос и был послан "к погибшим овцам дома Израилева", но после Пятидесятницы все изменилось.

Особенно ясно тайна Церкви из язычников была открыта Апостолу Павлу. Он получил особое поручение от Христа проповедовать язычникам: "Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово" (Еф. 3, 8). Он сам называет себя Апостолом язычников: "Вам говорю, язычникам: как Апостол язычников, я прославляю служение мое" (Рим. 11, 13).

Апостол Павел объясняет, что Израиль ожесточился, отвергнув спасение и Самого Спасителя. Бог временно оставил Свой народ, но это произошло в пользу язычников. Он сравнивает язычников и Израиль с дикой и природной маслиной: "Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись пред ветвями" (Рим. 11, 17—18).

Но Господь не забывает и Израиль. Апостол Павел говорит: "Ибо, если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине" (Рим. 11, 24).

Ожесточение Израиля произошло до определенного времени, пока войдет полное число язычников. "Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,— чтобы вы не мечтали о себе,— что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется, как написано: "придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова" (Рим. 11, 25—26).

В чем же тайна Церкви Христовой?

Уже одно ее избрание прежде создания мира является тайной, которая хотя теперь и открыта, но все же вникнуть в сокровенные мысли Бога и во всей полноте понять Его намерения — нам просто невозможно. Там, в вечности, было избрание во Христе, а во времена Церкви — происходит призвание, причем призвание посредством благовествования (Еф. 3, 3—6).

Тайна еще состоит в том, что спасение даруется благодатью, а не законом. "Благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф. 2, 8—9).

Началось новое домостроительство Божье, домостроительство по благодати, и Апостолу Павлу Господь поручил быть учителем, открытым исповедником этого величайшего учения, ставшего известным даже начальствам и властям на небесах. "И открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божья, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем" (Еф. 3, 9—11).

Тайна призвания и избрания

Если в вечности при избрании не указывается конкретно кто именно должен быть спасен, а кто нет,— то во времена призвания уже точно говорится кто спасается. В вечности об избрании сказано только, что оно происходит во Христе и только в Нем оно возможно, ибо вне Его нет спасения (Д. Ап. 4, 12),— а во времена Церкви призвание (через благовествование) уже принимает определенную форму: "Кто хочет идти за Мною... Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет" (Лук. 9, 23; Иоан. 12, 26). Здесь сказано: "кто хочет идти", а это значит: кто последует, кто уверует, кто примет жертву и Кровь Христа. Нас, верующих, это очень радует, и мы от сердца благодарны Господу за то, что избраны в Нем прежде создания мира и призваны Духом Святым через благовествование детей Его. Хвала Ему за все милости Его! 

Христос — Глава Церкви. Как Адам — глава греховного человеческого рода, так Христос — последний Адам — глава нового рода, который состоит из небесных жителей; они являются "сограждане святым и свои Богу" (Еф. 2, 19). "Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный [Христос], таковы и небесные [спасенные]" (1 Кор. 15, 48).

Таким образом, Церковь находится в более близком отношении к Господу, чем прежний избранный Его народ. Примеры Нового Завета, раскрывающие взаимоотношения Христа и Церкви, обнаруживают это различие.

Церковь в Новом Завете названа Телом Христовым, и Главой этого Тела является Христос. Именно такой прообраз Церкви наиболее полно отражает существование жизненно необходимой связи бесконечного множества спасенных, как членов этого тела, со своим Главой — Иисусом Христом. Эту мысль Апостол Павел выражает так: "...держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим" (Кол. 2, 19).

Какое прекрасное сравнение! Кажется, трудно даже найти что-либо иное, способное в такой простой и доступной форме отобразить полную зависимость всех членов живого организма от единой высшей инстанции, от которой все тело, "соединенное и скрепленное связями и составами", растет возрастом Божьим. И это не только особые отношения или просто желательные связи, которые можно иметь или не иметь. В такой связи с Главой — жизнь тела. Отделенное от Главы — тело мертво.

Но мы коснулись здесь только связи тела с главой. В организме же существует и другая связь: связь членов тела между собой.

"Вы — тело Христово, а порознь — члены" (1 Кор. 12, 27).

"Тело же не из одного члена, но из многих" (1 Кор. 12, 14).

Смысл всего сказанного Ап. Павлом в 12й главе 1 послания Коринфянам (12—31 ст.) можно выразить одним стихом: "...дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге" (1 Кор. 12, 25).

Апостол обращает внимание на то, что, хотя членов много, тело — одно. И каждый член тела обязан чувствовать на себе ответственность за благополучие другого. В 25ом стихе говорится не о том, чтобы каждый заботился исключительно о себе, но, напротив, чтобы заботился о других, о ближних. Никто из членов Церкви не имеет права проходить мимо скорбей и переживаний другого. "Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены" (ст. 26).

Об этом Ап. Павел говорит и в послании Фессалоникийцам: "Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете" (1 Фес. 5, 11). Особенно же сильно эта мысль выражена в послании Ефесянам:

"Но истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф. 4, 15—16).

Здесь говорится о созидании в любви всего тела посредством взаимоскрепляющих связей, при "действии в свою меру каждого члена".

В немецких переводах слово "при действии" переведено словом "Handreichung", что значит "поддержка", "помощь" (в смысле быть подручным другому). Кто-то строит, а другой помогает ему. В теле Христовом все гармонично устроено. Оно управляется не посредством господства одного члена над другим, а служением.

Да поможет Господь, чтобы у нас все было с любовью.

Мы не можем оставить размышлений о теле Господнем, не коснувшись еще одной важной истины. Апостол Павел говорит, что Церковь, как тело Христа, есть Его полнота. "И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1, 22—23).

Эта мысль еще более удивительна и невероятна! Церковь, состоящая из бывших грешников, призвана быть полнотой Того, Кто наполняет все во всем; Кто в будущем будет управлять всей Вселенной; Кем и "нынешние небеса и земля содержатся"; Кем и мы "живем и движемся и существуем"! Это ли не удивительно?! Это ли не прекрасно?!

Разве не сказано, что "в Нем [во Христе] обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2, 9)?

Или еще: "Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота" (Кол. 1, 19).

Разве не сказано, что в Нем мы имеем всю полноту... (Кол. 2, 10)?

Да, все это так. В Нем одном обитает всякая полнота и мы имеем полноту жизни в Нем. Однако и Церковь, как тело Христа, также является полнотой Его.

Может ли глава обойтись без тела? Разве нам неизвестно, что глава и тело неразрывны? Разделить их невозможно. Если бы тело было отделено от главы, кем бы она управляла, с кем бы разделила наследство, с кем бы радовалась и кого любила?!

Милые друзья! Восхищенная и прославленная Церковь Христа имеет величайшее назначение в будущем. Она составляет неотъемлемую часть Его Самого и вместе с ней Он имеет полноту.

 

Вестник истины, 3-4, 1987

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: