Трагедия и фарс жизни богоборца: Фридрих Ницше

В категориях: Бог творения, творчества и красоты


Равви Захариас

Когда 15 октября 1844 года на свет появился младенец по имени Фридрих Ницше, звонили колокола, и это посчитали добрым предзнаменованьем. Пятнадцатого октября праздновался день рождения прусского короля Фридриха Вильгельма — отсюда и колокольный звон, и само имя мальчика.

Отец Фридриха был лютеранским пастором, равно как и оба его деда. Рано лишившийся отца, он был перевезен в город Наумбург, где и воспитывался в обществе матери, двух сестер, бабушки и двух тетушек.

Начальное образование Ницше получил в католическом монастыре. Ницше окончил школу в числе первых учеников, и отличившегося юношу послали сперва в Боннский, а затем в Лейпцигский университет. В возрасте двадцати пяти лет Ницше получил профессорскую кафедру в Базельском университете в Швейцарии, а в 1872 году принял швейцарское подданство.

Среди людей, оказавших решающее влияние на формирование его мировоззрения были философ Артур Шопенгауэр (прозванный "одержимым проблемой воли") и композитор Рихард Вагнер. Впрочем, горячая дружба с Вагнером закончилась бурным разрывом, причиной которого стали необузданный характер и откровенный антисемитизм композитора.

Отличавшийся крайне слабым здоровьем, Ницше смог проработать в университете только десять лет, а в последующие годы полностью посвятил себя философскому труду. Именно в этот период написана большая часть его книг. Физическое и психическое состояние философа ухудшалась с каждым годом. Последние двенадцать лет жизни он провел в сумасшедшем доме, под наблюдением своей сестры Элизабет.

Первый труд Ницше "Рождение трагедии" (1872), был посвящен попытке истолковать искусство и театр в свете философии Шопенгауэра. "Несвоевременные размышления" (1873-76) посвящены Шопенгауэру и Вагнеру. Затем появились "Веселая наука" (1882), "Так говорил Заратустра" (1882-85), "По ту сторону добра и зла" (1886), "Генеалогия морали" (1887), "Сумерки идолов" (1889) и уже посмертно изданные "Антихрист" и "Ecce Homo".

Если попытаться одним словом охарактеризовать жизненный путь Ницше, то для этого лучше всего подойдет слово "ирония". Ирония присутствовала в его трудах: так, моралист Заратустра сводит свою проповедь к полному отвержению морали. Ницше рассуждал о всемирном безумии — и сошел с ума сам. Это уже ирония судьбы. Философ мечтал о сверхчеловеке, который силой собственной воли добьется абсолютного превосходства, но о себе мог сказать только так: "Я больше напоминаю поле битвы, чем человека". Философ презирал христианскую мораль, однако нарушив ее, он, по всей вероятности, заразился сифилисом, который и вызвал его безумие. Ницше писал уверенно, но называл себя не иначе как "философом может быть''. Он был уверен во всесилии человека, однако в последние годы, фактически, стал пленником собственной сестры. Он, с одной стороны, восхищался личностью Иисуса, а с другой сделал чрезвычайно много, чтобы повредить Его учению. Во всем Евангелии Ницше видел только одну фигуру, достойную уважения — Понтия Пилата, зато, что тот задал знаменитый вопрос: "Что есть истина?"

Большим поклонником Ницше был Адольф Гитлер, который несколько раз посещал Веймарский архив философа. Элизабет, сестра Ницше, поздравила Муссолини с пятидесятилетием словами: "Вы — благороднейший из учеников Заратустры". В этом смысле философия Ницше послужила одной из самых кровавых идеологий в истории человечества — нацистской.

Жизнь Ницше пропитана трагичностью, и в каком-то смысле невозможно не испытывать жалости по поводу столь бездарно растраченной гениальности.

Что касается его концепции Сверхчеловека, то можно сказать, что философ в каком- то смысле проиллюстрировал ее собственной жизнью. Между тем, главные "иллюстрации" были впереди. Ницше видел в Сверхчеловеке индивидуума, который сознает ограниченность человеческого бытия, но, тем не менее, находит в себе силы создать собственную шкалу ценностей и построить на ее основании жизнь. Значительная часть предсказаний философа сбылась в двадцатом веке, самом кровопролитном за всю историю человечества.

 

Равви Захариас. Может ли человек жить без Бога? Санкт-Петербургское христианское просветительское общество "Кредо". Санкт-Петербург

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: