Второй псалом-проклятие: Сын Давида и Господь Давида (Псалом 109)

В категориях: Трудные места


Уильям Макдональд

Это второй псалом после 108, который исследователи называют псалмом проклятия. Эти псалмы 108 и 109 кажутся нам резкими, потому что мы рассматриваем их в свете новозаветного откровения. У Давида и других авторов псалмов не было Нового Завета. Скрогги указывает:

"...следует раз и навсегда признать, что предыдущий завет уступал нынешнему, что, хотя закон не противоречит Евангелию, он не равен ему; что, хотя Христос пришел исполнить закон, Он пришел также, чтобы превзойти его. Следует быть осторожным и не судить выражения Псалтири, с ее мстительностью и осуждением, используя стандарты Посланий Павла".74 Хотя нам может показаться слишком суровым осуждение семьи человека за его грехи, оно вполне оправдано словами Бога, обещавшего наказывать за грехи отцов их детей вплоть до третьего и четвертого колена (Исх. 20:5; 34:7; Чис. 14:18; Вт. 5:9). Нравится это нам или нет, но в духовном царстве есть законы, согласно которым грех влияет на семью человека. Никто не живет сам по себе; последствия наших поступков влияют не только на нас, но и на других людей.

Сейчас мы живем в лето Господне благоприятное. Когда этот век закончится и начнется день отмщения Господа нашего, на устах Божьего народа снова будут такие слова, как используются в псалмах-проклятиях. Например, мученики в период Великой Скорби скажут: "Доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?" (Отк. 6:10).

И еще одно соображение! Суровость проклятий в псалмах помогает нам от всей души оценить жертву Того, Кто принял на Себя все проклятия на кресте, чтобы мы вечно были свободны от проклятия и проклинающих нас. Все кары, описанные в псалмах, дают нам лишь слабое и приблизительное представление о том, какой суд Он вынес вместо нас.

109 псалом Давида цитируется в Новом Завете чаще, чем любой другой отрывок Ветхого Завета. Очевидно, что в псалме говорится о Мессии сначала как о прославленном Ходатае, сидящем по правую руку Бога, потом как о Царе славы, возвращающемся на землю, чтобы взять скипетр всемирного правления, а также о вечном Первосвященнике по чину Мелхиседека.

109:1 В первом стихе Давид цитирует слова, обращенные Господом к Его Господу:

"Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих".

Ключ к пониманию этих слов в том, что здесь ""Господом" названы две разных личности. В первом случае это слово, без сомнения, относится к Иегове.75 Второе слово ",Господь" это еврейское adon, что значит ",хозяин" или ""правитель". Иногда оно использовалось как имя Бога, а иногда обозначало человека-господина. Хотя само это слово не всегда обозначает Бога, судя из последующей фразы, Господь Давида (Adon) был равен Богу.

Однажды, обращаясь к фарисеям в Иерусалиме, Иисус спросил их, что они думают о Мессии. От кого должен произойти Обещанный? Они правильно ответили, что Он будет сыном Давида. Но Иисус доказал им на основании псалма 109 (который они тоже считали мессианским), что Мессия будет также Господом Давида. Как может Он быть сыном Давида и в то же время Господом Давида? И как мог Давид, царь, иметь над собой господина на земле?

Конечно, здесь следует ответить, что Мессия будет одновременно Богом и человеком. Как Бог, Он будет Господом Давида. Как человек, Он будет сыном Давида. Сам Иисус, сочетавший в Себе божественность и человеческую природу, был Господом и Сыном Давида.

Для фарисеев это был момент истины. Но, несмотря на все доказательства, они не хотели признавать Иисуса как долгожданного Мессию. Так что мы читаем:

И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его (Мф. 22:4146; см. также Мк. 12:3537; Лк. 20:4144).

Авторы Нового Завета не оставляют поводов для сомнений в том, что Сидящий одесную Бога это никто иной, как Иисус из Назарета (Мф. 26:64; Мк. 14:62; 16:19; Лк. 22:69; Деян. 2:34, 35; 5:31; 7:55, 56; Рим. 8:34; 1 Кор. 15:24 и далее; Еф. 1:20; Кол. 3:1; Евр. 1:3, 13; 8:1; 10:12, 13; 12:2; 1 Пет. 3:22; Отк. 3:21). Таким образом, в стихе 1 сообщается, что Иегова сказал Господу Иисусу в день Его вознесения, когда Он сел одесную Бога. Но Он будет там только до тех пор, пока Его враги не окажутся в подножии ног Его.

109:2 Между стихами 1 и 2 поместилось то, что Х. Э. Айронсайд называет "большой интерлюдией" Век Церкви, который продолжается с момента воцарения Христа до Его второго пришествия. В стихе 2 Иегова посылает жезл силы Мессии от Сиона; иначе говоря, Господь делает Христа Царем в Иерусалиме, Своей столице. Жезл символ царской власти. Христу дана власть над всей землей, над всеми Его врагами. "Господствуй среди врагов Твоих". До этого момента Господь Иисус будет уничтожать Своих непримиримых врагов. Здесь речь идет не об уничтожении врагов, а об управлении теми врагами, которые станут Его друзьями и радостно подчинятся Его господству.

109:3 Это подтверждает также стих 3. Его народ охотно подчиняется в тот день, когда Он ведет Свои войска на святую гору. В НКИ об этом сказано так:

Твой народ станет добровольцами в

день силы Твоей; в красоте святости...

 

Здесь народ охотно приветствует Царя в святом собрании. "В их жизни и поведении, пишет Барнс, проявится вся красота и привлекательность святого и чистого характера". Вторая часть стиха 3 создала немало хлопот переводчикам и комментаторам. Скрогги так перефразирует ее: "...как роса рождается от своей матери утра, так Твоя армия придет к Тебе, свежая, многочисленная, яркая и могучая".

109:4 Одной из необычных особенностей Царства будет то, что Господь Иисус станет сочетать в Себе роли царя и священника. Такое сочетание чрезвычайно опасно, если правитель человек; не случайно давно звучит призыв о разделении церкви и государства. Но это сочетание будет идеально, когда Правителем будет Иисус. Непогрешимая царская власть и духовное священство дадут миру правление, которого он всегда жаждал, но никогда не видел.

Их стиха 4 мы узнаем четыре эпохальных события о Мессии как священнике:

Он был сделал священником клятвою Иеговы.

Это назначение необратимо.

Он будет священником вечно.

Он священник по чину Мелхиседека.

 

Выражение "по чину Мелхиседека" истолковывается для нас в послании к Евреям 57. Священство Мелхиседека сравнивается там со священством по чину Аарона и священством левитов.

По закону Бог требовал, чтобы мужчины из колена Левия и семьи Аарона были священниками. Их священство определялось происхождением и заканчивалось со смертью.

Священство загадочного человека по имени Мелхиседек было от Бога. Он не унаследовал его от своих родителей ("без отца, без матери, без родословия", Евр. 7:3а), не имело начала и конца ("не имеющий ни начала дней, ни конца жизни", Евр. 7:3б). В этом и в других отношениях священство Мелхиседека превосходило священство Левия. Мелхиседек был образом, предсказывающим Господа Иисуса. Священство Господа нашего проистекало не из родства; Он был из колена Иуды, а не Левия. Его священство было учреждено Самим вечным Богом, а, так как Он живет вечно, оно никогда не закончится.

Мелхиседек был провозвестником Мессии также в том, что был одновременно царем и священником. Его имя и титул указывают на то, что он был царем правды и царем мира (Евр. 7:2). Он также был священником Всевышнего Бога (Быт. 14:18).

109:5 В последних трех стихах псалма Господь Иисус изображается как могущественный завоеватель, сокрушающий беззаконие и бунт, чтобы учредить Свое царство. Проблема, связанная с пониманием этих стихов, решается так: они обращены к Иегове и говорят о Мессии. Так, стих 5 гласит:

Господь (Адонай здесь Господь Иисус) одесную Тебя (Иегова). Он (Мессия) в день гнева Своего поразит царей.

109:6 Господь Иисус выступает против языческих народов, как предсказано в книге пророка Иоиля 3:917; Захарии 14:3 и книге Откровения 19:1121. Он судит народы, усыпая землю мертвыми телами. Дальнейшее выражение: "Сокрушит голову в земле обширной", также следует переводить как: "Он сокрушит главу всей земли", что может быть указанием на участь человека греха, "которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2 Фес. 2:8).

109:7 Разбираясь со Своими врагами, далее Царь из потока на пути будет пить. Так как вода часто символизирует Святого Духа (Ин. 7:38, 39), это значит, что Господа будет поддерживать и наделять силами служение Духа. Это объясняет, почему Он потом вознесет главу, как Победитель.

 

Уильям Макдональд, Библейские комментарии для христиан: ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.Christliche LiteraturVerbreitung e.V. Postfach 110135 • 33661 Bielefeld

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: