Хлеб наш насущный дай нам на сей день

В категориях: Спаси и защити


Андрей Кулагин

Какой смысл мы вкладываем в просьбу о хлебе насущном? Не желаем ли подчеркнуть, что нам надо очень мало? Христос учит здесь молиться примером молитвы царя Соломона: «Двух вещей я прошу у Тебя, Господи, не откажи мне прежде, нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом» (Пр. 30:78). Мудрый царь твердо знал, что и бедность и богатство в своих крайних проявлениях могут представлять опасность. Это прошение, кстати, представляется просьбой избавить от суеты. И бедность, и богатство связаны именно с суетой. Бедность заставляет постоянно думать о пропитании и напрягаться, зарабатывая себе на жизнь. Богатство же не то что для умножения, но даже для поддержания стандартов потребления, требует положить на это дело всю жизнь, все время и все силы, и физические и душевные.

С этой точки зрения и богатый, и бедный приходит к одному и тому же: целью оказывается то, что должно быть всего лишь средством. Нельзя считать, что богатство — это что-то плохое, напротив, богатство надо ценить, если благодаря ему обеспечивается материальная возможность заниматься тем, что действительно важно.

Но почему Господь тогда говорит: «...горе вам, богатые!»? (Лук. 6:24). Потому что вместе с богатством человек получает власть над людьми, а это часто ведет к жизни во лжи, не потому что богатый должен лгать, нет, ложь будет преследовать его в тех людях, которые желают его покровительства, а следовательно, искренность и настоящая дружба будут вытесняться из его жизни. Но все материальное непостоянно, поэтому и положиться на таких друзей более чем самонадеянно. Иисус предупреждает: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Лук. 6:26).

В молитве говорится: «на сей день» (Мф. 6:11) или «на каждый день» (Лук. 11:3). Господь желает обратить наше внимание на то, чтобы мы умели ценить и наполнять смыслом каждый день, и не приносили жизнь в жертву мгновению. Каждый день имеет ценность сам по себе.

«Насущный хлеб» — это не только все необходимое нам для жизни, но и то, на что затрачен наш труд, интеллектуальный или физический. Дармовой хлеб во времена Иисуса назывался «хлебом позора». «За свою жизнь,— говорит Давид,— я не видел праведника оставленным, и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25). Давид знал: там, где община народа Божьего, там «пришелец и сирота и вдова едят и насыщаются» (Втор. 14:29).

Обратим внимание и на то, что в просьбе о хлебе насущном ясно подразумевается, что заботе о материальных желаниях (в отличие от материальных нужд) как будто и не место в молитве.

 

Андрей Кулагин, Чему и как учит молитва Господа, Молитва Отче наш – универсальное пособие для общения с Богом в вере и с волей.

Христианство, №4, 2002

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: