Псалмы-проклятия – трудные места Библии

В категориях: Трудные места


В Псалмах присутствует незначительная группа псалмов-проклятий, которые пасторы и проповедники часто обходят стороной. Конечно же, проблема заключается в том, как примирить мстительный и осуждающий тон этих псалмов с духом прощения и любви, который внушается Божьему народу в других местах.

Сначала я перечислю некоторые из объяснений, которые выдвигаются в связи с этим, но не кажутся мне достаточно убедительными. Потом я попытаюсь дать объяснение, которое представляется правильным мне, хотя оно тоже связано с трудностями.

Бытует мнение, что псалмы-проклятия не столько призыв к мести или наказанию грешников, сколько предсказания того, что случится с врагами Бога. Так Унгер пишет:

"Проклятия, которые святые люди обрушивают на отдельных лиц, не являются проявлением мстительности, страсти или нетерпения; это предсказания, следовательно, Бог не осуждает их". Действительно, многие из этих отрывков можно переводить с помощью глаголов в будущем времени, а не в повелительном наклонении.

Второе объяснение заключается в том, что Давид говорит здесь как помазанник Божий. Благодаря своему положению, он был представителем Бога. Поэтому ему позволено было произносить такие суровые осуждающие речи. (Здесь следует отметить, однако, что не все псалмы-проклятия написаны Давидом.)

Есть также мнение, что эти отрывки исторические записи о чувствах людей, но их резкость не одобряется. Об этом взгляде Барнс писал:

"Эти выражения чувств просто фиксация того, что реально происходило в голове автора псалма, они сохранены для нас как образец человеческих эмоций и святы лишь отчасти. Согласно этому мнению, богодухновенное Писание несет не больше ответственности за эти чувства автора, чем за поступки Давида, Авраама, Иакова или Петра... Правильное представление о вдохновении Духом не требует от нас считать, что все богодухновенные авторы были совершенно безгрешны... Согласно этому взгляду, выражения, используемые в данных текстах, не являются примером для подражания". Существуют и другие объяснения. В защиту псалмов-проклятий можно сказать, что они напоминают нам о том, что, так как Израиль был избранным народом Бога, его враги были Божьими врагами. В каждом из нас заложено что то, что считает праведным соответствующее наказание за преступления. Псалмопевцы просто пишут о том, что грешники заслуживают за свои преступления, и это не выражение личного желания отомстить.

Я не считаю какое-либо из этих объяснение полностью удовлетворительным. Мне больше всего нравится такой вариант: псалмы-проклятия выражают отношение иудея, жившего по закону, но не подобающее христианину, живущему по благодати.

 

Уильям Макдональд, Библейские комментарии для христиан: ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.Christliche LiteraturVerbreitung e.V. Postfach 110135 • 33661 Bielefeld

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: