Существования добра и зла или теодицея Бога

В категориях: Политика, экономика, технология


Стрижачук Федор Васильевич

Аргумент против существования Бога, который чаще других выдвигают люди, находящиеся вне христианской Церкви, представляется следующим образом: «Если существует Бог, почему Он не уничтожит зло?» Хотя данное высказывание имеет грамматическую форму вопроса, задавший его обычно не ожидает ответа, полагая, что сказать христианину будет нечего. Более того, в устах неверующих вопрос звучит как утверждение: «Если существует зло, то Бога нет». За этой интуитивной убеждённостью стоит реальная и довольно сложная богословская проблема.

В развёрнутом виде эта проблема представляется целым рядом следующих положений:

(1)    Существует только один Бог. Это центральное утверждение монотеизма. Оно ставит христианских мыслителей на основание, с которого они не могут сойти. Христианский мыслитель должен объяснить всю реальность, исходя из перспективы существования единого Бога.

(2)    Бог создал мир. Данное положение значит, что вся реальность в той или иной мере зависит от Бога.

(3)    Бог — всемогущий. Иными словами, Бог может реализовать Свою волю в желаемой полноте и совершенстве.

(4)    Бог — всеблагой. Данный атрибут говорит о том, что Бог всегда желает высшего блага.

(5)    Бог — всеведущий. Всеведение Божье говорит о том, что Он всегда знает, как реализовать Свою волю наилучшим образом.

(6)    Зло существует. Об этом свидетельствует жизненный опыт человека.

Первые пять положений являются истинами христианского откровения, они могут быть также обоснованы философскими доводами, последнее утверждение — свидетельство опыта. Существование зла также не подвергается сомнению в христианском откровении.

Логическое совмещение учения о едином, всемогущем, всеблагом и всеведущем Творце и признание наличия зла, на первый взгляд, представляется невозможным.

Одним из решений данной проблемы может быть непризнание существования зла, но наличие переживания зла в опыте является неискоренимым базовым убеждением человека, поэтому такое решение проблемы зла неубедительно.

Отвергнуть положения (1) и (2), утверждающие единого Творца мира, значило бы подвергнуть сомнению теизм вообще и прийти к логически несостоятельному мировоззрению.

Поэтому проблема зла обычно ставится в пространстве положений (3), (4) и (6) . Всеблагой и всемогущий Бог должен желать устранить зло и быть способным осуществить это желание. Но зло существует, следовательно, Он или не всемогущ или не всеблаг. При таком решении проблемы зла встаёт вопрос: «Достоин ли такой Бог поклонения?» Так как, по признанному многими определению, Бог есть Наиболее Совершенное Существо, то отрицание Его всемогущества или благости может быть признано равноценным отрицанию Его существования вообще.

Теодицеей, или «богооправданием» (от греч. Эеос — Боги 5исг| — справедливость), называется наука, которая предлагает попытки примирения существования зла с абсолютным совершенством Бога, включающим Его благость, премудрость, всемогущество и правосудие.

История теистической мысли предложила целый ряд типов теодицеи.

 

Альманах БОГОМЫСЛИЕ, № 11, 2007

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: