Баптистское учение о поместной церкви

В категориях: Общество, Церковь и власть


Гейченко Александр Геннадиевич

С самого начала следует отметить, что баптистская экклесиология не является чем-то единым. Достаточно упомянуть тот факт, что в Англии на заре баптистской истории существовало как минимум две церковные модели: пресвитерианская, с более сильной ролью объединения (характерная для общих баптистов), и конгрегационалистская, где основная роль отводилась поместной церкви (партикулярные баптисты).

Роберт Торбет в своей статье, опубликованной еще в 1958 г. , достаточно убедительно продемонстрировал на примере ранних американских баптистских церквей, что баптистское учение о Церкви претерпевало определенную динамику. Так, он утверждает, что на раннем этапе (XVI — XVII) большинство баптистов подчеркивало роль поместной церкви, тогда как позже (XIX) в вероисповеданиях упоминается как поместная, так и Вселенская Церковь.

Поскольку баптисты настаивают, что поместная церковь состоит только из крещенных верующих, а членство должно быть добровольным, то баптистская экклесиология считается экклесиологией церкви верующих/экклесиологией свободный церквей. Франклин X. Литл выводит следующие базовые положения Церкви верующих:

1.    Хотя Церковь верующих внешне создается добровольцами, все же это Церковь Христова, а не их. Он считает, что в богословской среде часто путали социологические и богословские допущения, путая принцип добровольности и волюнтаризм. Это не означает, что Церковь принадлежит членам, но то, что члены принадлежат Христу.

2.    Членство в Церкви верующих добровольное и сознательное. Это придает чрезвычайное значение крещению взрослых, а также голосу каждого члена церкви.

3.    Принцип отделения от мира — базовая категория, которую зачастую неверно интерпретировали как критики, так и сторонники. Суть концепции в том, чтобы отличать живущих надеждой на грядущее Царство от порабощенных «духом века сего». Нередко эту идею истолковывали в терминах индифферентности церкви верных к политическим и социальным вопросам, однако это всего лишь означает, что неверующие/некрещеные не могут контролировать жизнь Церкви.

4.    Миссия и свидетельство — ключевые концепции Церкви верующих и вовлекают всех членов. Члены церкви не рассматриваются в категориях пассивных прихожан.

5.    Акцентируются внутренняя цельность и церковная дисциплина. Это обусловлено тем, что церковь состоит из верующих, которые безраздельно подчинили себя Христу.

6.    Также важна категория «светского», которая означает, что если Церковь освободилась от светской и духовной власти (присущей средневековому христианскому миру), то и светская среда (социальная сфера, правительство, университет и пр.) освободилась от церковного империализма. Эти институты ценны сами по себе, а не тогда, когда служат церковным интересам. Церковь верующих придает большое значение достоинству и последовательности жизни в светской среде.

Баптизм имеет ряд характеристик (не являющихся исключительно его принадлежностью), которые вкупе представляют особенную идентичность. Большинство баптистов соглашалось, что церковь — это собрание верующих христиан, однако по вопросу условий допуска в члены церкви было разномыслие. Тем не менее на сегодняшний момент наиболее характерной особенностью баптистских церквей является конгрегационалистское устройство общины.

Истоки, природа и признаки Церкви

Баптисты всегда и последовательно считали, что истоки Церкви в Евангелии о могущественных деяниях Бога в воплощении, служении, смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа, а также сошествии Святого Духа. Таким образом, Церковь возникает и существует на протяжении столетий благодаря силе Божьей во Христе. Следует также отметить, что ряд вероисповеданий (в особенности партикулярных баптистов) подчеркивает Божье избрание и активное призвание как обязательное условие возникновения Церкви, тем самым укореняя экклесиологию в учении о спасении.

Логическим следствием из учения о призвании является следующий тезис: «истинная Церковь состоит из истинно верующих». Данное представление баптистов тесно связывает церковную жизнь с крещением и Церковью верующих. Именно этим объясняется наличие в баптистских церквах практики «испытания» (в западной традиции — свидетельства об изменении жизни) перед допуском к крещению. Таким образом, учение о Церкви верующих противопоставляется системе прихода, существовавшей в государственных церквах с их иерархией и литургическим богослужением.

Вместе с большинством протестантов баптисты признают традиционные признаки Церкви, изложенные в Апостольском Символе веры (единство, святость, кафоличность и апостоличность), но истолковывают иначе, чем православные и католики. Единство Церкви определялось в терминах единства общения в совместном подчинении Христу и связи посредством Святого Духа. Святость указывает на отделение для служения и поклонения в противовес безгрешному совершенству членов церкви. Кафоличность подразумевает конечное единство всех детей Божьих в вечном состоянии. Апостоличность подчеркивает посвящение церкви свидетельству и учению апостолов, как оно отражено в Писании.

Однако традиционные признаки слишком широки и не могут гарантировать истинности Церкви. Поэтому протестанты добавили к ним верную проповедь Слова Божьего и отправление таинств. В рамках анабаптистской традиции (а также в баптистских церквах) в категорию признаков Церкви было введено осуществление церковной дисциплины. Это ясно отражает традиционные баптистские представления о том, что Церковь должна состоять из возрожденных членов, которые ведут благочестивый образ жизни, следуют за Христом, во всем повинуясь Писанию.

 

АВТОНОМИЯ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ. Материалы первого Симпозиума «Взаимоотношения поместной церкви и Союза» 67 декабря 2007

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: