Без свободы нет добра: Царство Божие и Царство несовершенных существ в оценке Н. Лосского

В категориях: Политика, экономика, технология


Федор Стрижачук

Великий русский теологи и религиозный мыслитель Николай Лосский высказывал свои взгляды на теодицею в целом ряде книг и статей. Главные предпосылки для построения теодицеи раскрыты в философских произведениях: «Свобода воли», «Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей», «Мир как органическое целое». А сущность самой теодицеи представлена в работах: «Достоевский и его христианское миропонимание», «Условия абсолютного добра» и «Бог и мировое зло». Книга «Бог и моровое зло» посвящена исключительно теодицее и представляет собой дополнение и систематизацию идей, высказанных в вышеприведённых философских трудах.

Когда Лосский говорит о земном мире, он использует такие термины, как «царство несовершенных существ» и «мир вражды». Для Лосского представляется очевидным, что «весь мир лежит во зле» (1 Ин 5.19). В первую очередь его взору предстает нравственное несовершенство людей: гордость, тщеславие, обжорство, пьянство, леность и проч. Болезни, уродства, слабоумие и другие душевные и телесные пороки вызывают у Лосского ассоциации с мучениями «Дантова ада». Социальная несправедливость, войны, революции, эксплуатация низших классов высшими и т.д. выступают очевидными свидетельствами того, что наш мир — это царство вражды. Различные виды борьбы за существование и виды дисгармонии и такие неустроенности в природе, как землетрясения, ураганы, наводнения и другие стихийные бедствия, подчёркивают несовершенство и ущербность природного мира.

Загадка мирового зла волнует каждого человека, но разные люди приходят к различным выводам. Материалист, рассматривающий мир как систему соотнесённых друг с другом элементов, которые взаимодействуют по неумолимым законам природы, не способен увидеть глубину проблемы. Он согласится с капитаном Лебядкиным из романа Достоевского «Бесы»: «Таракан не ропщет, когда равнодушная природа выводит его в расход». Упрощённой и поверхностной является также мысль человека, который, наблюдая за реальностью зла, приходит к атеизму.

Другие люди просто теряются перед загадкой мирового зла и Божьего отношения к нему, их ум, по мнению Лосского, приходит к трагически безутешному выводу «что сам Бог есть существо сравнительно слабое, не абсолютно совершенное, не всемогущее и не всеведущее».

Возможен и другой ход мысли, наличие зла может вызвать подозрение, что мир создан «для пышного расцвета злобы, вражды и взаимного сложного, развивающегося, утончающегося мучительства». «Может быть, мы посажены в общую клетку, как тарантулы и скорпионы, неизменно принимающиеся глодать друг друга. Тогда пришлось бы признать, что мир сотворен сатаною» , — пишет Лосский. Такое подозрение русский мыслитель расценивает как нечто нравственно-чудовищное, на чем может остановиться только человек разбитый жизнью, в состоянии крайнего отчаяния.

Для христианина, имеющего религиозный опыт «встречи» с Богом, совершенно очевидно, что Бог есть абсолютное совершенство. Как личное бытие, Он преисполнен бесконечной любви к миру. Потому наличие зла в мире вовсе не говорит о том, что Бога нет. Теодицея, по мнению Лосского, поможет христианину отбросить предположение, что мир не является творением совершенного Бога, если будет доказана совместимость несовершенства мира и Божьего абсолютного совершенства.

Согласно философии Н. Лосского, Бог не создавал Вселенную такой, какой мы видим её теперь. Все виды реального бытия: галактики, звёздные системы, звёзды, планеты, люди, животные, растения и минералы, а также члены Царства Божьего (ангелы, праведники, достигшие преображённой телесности и др.) не были созданы Богом посредством прямого творческого действия. Все существующие типы бытия выработаны субстанциальными деятелями, созданными изначально. Слова книги Бытия: «Вначале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1.1) Лосский понимает как описание создания субстанциальных деятелей. Бог наделил деятелей качествами: сверхвременности, сверхпространственности, сверхкачественности и металогичности. Все перечисленные свойства указывают на главную характеристику их бытия — свободу. Созданный субстанциальный деятель, как потенциальная личность, свободен от внешнего мира, от внутренней детерминации и от Бога. Внешний мир предстаёт перед деятелем только как повод для осуществления или неосуществления какого-либо действия. Мир не является детерминирующим фактором.

Свойство «сверхкачественный» значит, что деятель изначально не обладает каким-либо качеством (добрый, злой, любящий, агрессивный), иначе он был бы детерминирован своей природой осуществлять определённый тип поведения. Лосский считает, что если бы при создании деятелей Бог придал им какие-либо качества, это бы значило, что деятели не являются свободными, и ответственность за их деятельность ложилась бы на Бога. Если деятели были бы созданы добрыми, они были бы автоматами добродетели. Творение таких существ, по мнению Лосского, недостойно Бога. Бог создал мир не для Себя, Он пожелал, чтобы тварные существа могли свободно усваивать Его добро и принимать участие в Его совершенной жизни. Лосский утверждает, что деятель свободен от Бога. «Из всемогущества и всеведения Божия вовсе не следует магическое покорение воли человека Богу», — говорит Лосский, противопоставляя своё учение о свободе учению Лютера о «рабстве воли». Если бы всемогущество Божье выражалось в контроле над всей областью тварного бытия, наличие зла в мире предполагало бы невозможность теодицеи. «Свобода есть условие высочайшего достоинства тварей Божиих. Без свободы нет добра», — говорит Лосский. Свобода деятеля от внешнего мира, от своей природы и от Бога определяется Лосским как отрицательная формальная свобода. Деятель также обладает положительной материальной свободой. Она состоит в том, что деятель, владея сверхкачественной силой, господствует над всеми своими про-явлениями, хотениями, решениями и поступками.

Обладание формальной свободой обеспечивает деятелю возможность осуществления положительных и отрицательных ценностей.

Деятели, которые сразу после их создания стали на путь добра, то есть полюбили Бога больше себя и других существ как себя, становятся тотчас же действительными личностями. Они удостаиваются обожения и живут изначально как члены Царства Божьего. Лосский говорит, что «многие деятели, например Ангелы Божии, с самого начала правильно использовали свои первозданные свойства и от века ведут совершенную жизнь, не будучи причастны никаким порокам и не будучи подвержены никакому злу» . Члены Царства Божьего достигают совершенной полноты материальной свободы. Им доступна бесконечная творческая сила для осуществления неограниченного разнообразия добра, красоты и обретения истины. На основе отвлечённого единосущия члены Царства Божьего путём любви друг к другу осуществляют конкретное единосущие. Это значит, что между ними нет никакого противоборства и вражды. Небожители, по мнению Лосского, имеют тела, поскольку телесность есть необходимое условие полноты жизни и осуществления такой абсолютной ценности, как красота. Преображённая телесность членов Царства Божьего отличается от телесности психоматериального бытия тем, что она не обладает плотностью и непроницаемостью. Наоборот, преображённое тело может беспрепятственно преодолевать материальные преграды подобно тому, как это делал Христос после воскресения. Члены Царства Божьего выражают свою духовную жизнь в телесности, которая имеет пространственные формы, цвет, аромат, звук, тепло и другие чувственные качества.

Жизнь членов Царства Божьего является не биологической, а сверхбиологической, поэтому они не нуждаются в пище, питье, защите от неблагоприятной окружающей среды, в половой жизни. Обладая полнотой жизни, наслаждаясь созерцанием Бога и создавая абсолютные ценности Истины, Добра и Красоты, члены Царства Божьего, по мнению Лосского, никогда не отпадут от Бога. Причина не в том, что они не могут отпасть, а в том, что они не захотят отпадения.

Таким образом, мы рассмотрели учение Лосского о возникновении Царства Божьего и об осуществлении его бытия, а теперь мы приступаем к рассмотрению условий возникновения «царства несовершенных существ». Это понятие включает в себя материальный мир, а также злые духовные существа: сатану и демонов. Начало существованию материального мира было положено грехопадением субстанциальных деятелей. Изначально обладая свободной волей и образом Божьим, они избрали не путь любви к Богу и другим существам, а любовь к себе. Себялюбивые деятели тоже стремятся к полноте жизни, но заботятся только о собственных интересах. Их деятельность целестремительна и направлена на усвоение благ, но преимущественно для себя.

Отношение деятелей «царства вражды» друг к другу в большинстве случаев — равнодушие. Но часто в стремлении за делимыми и истребимыми благами они вступают в отношения противоборства, и тогда между ними устанавливается вражда. Противоборство и взаимное отталкивание деятелей создаёт материальную телесность. Отпавшие от Царства Божьего деятели оказываются способными только к упрощённым проявлениям активности, таким, как завоевание пространства путём отталкивания других деятелей. Большое число падших деятелей начинает свою жизнь с самых низших форм бытия: электроны, протоны и т.д.

Н. Лосский считает, что во Вселенной происходит особый тип эволюции. Поскольку субстанциальные деятели пали, они начинают жизнь с самой примитивной формы, но в каждого деятеля заложен «образ Божий» (нормативная идея индивидуального совершенства), и потому каждый деятель стремится к полноте бытия. В этом стремлении заложена творческая сила, благодаря которой деятель вырабатывает высшие и более сложные формы жизни, переходя от

бытия электрона к бытию атома, молекулы, затем к бытию живой клетки, организма и т.д. Эволюции деятелей также содействует Бог: «Всякий крупный шаг в развитии психоматериального царства возможен не иначе как при соучастии всеведения Божия и творческой мощи Бога. Весь рассказ книги «Бытия» о творении мира Богом в течение шести дней есть повествование об эволюции природы, осуществляющейся в форме содействия Богом поднятию на новую ступень тех существ, которые были уже сотворены Им в первичном акте абсолютного творения 'неба и земли'».

На низших ступенях природы, в животном и растительном мире, себялюбие деятелей проявляется в грубой форме. В процессе эволюции сверхвременной деятель теряет часть своего самолюбия или проявляет его в более сложных, утончённых формах. Человеческое бытие — это ступень развития деятеля, когда он переходит из состояния потенциальной личности к состоянию действительной личности, то есть деятель приобретает способность осознавать и осуществлять в своём поведении абсолютные ценности. Но ненависть, злоба, зависть, притворство, лицемерие, предательство и т.д. присутствуют и на уровне человеческого бытия. Потому физический мир Лосский называет в основном терминами, имеющими нравственно отрицательную коннотацию: царство греха, царство вражды, царство несовершенных существ.

Кроме царства психоматериального бытия в составе царства несовершенных существ, Лосский выделяет царство демонов. Их отпадение от Бога отличается от падения существ душевно-материального бытия. Демоны — это существа, которые преисполнены столь великой гордыни, что не переносят мысли о Боге. Они вступают в соперничество с Богом, желая стать на Его место. Они не верят в благость, справедливость и любовь Божью. В своём противостоянии Богу они терпят постоянное поражение и ещё больше проникаются ненавистью к Нему. Сатана и его пособники хотят разрушить всё добро и построить мир по своему плану. Почему сатана и демоны не имеют плотных непроницаемых тел, Н. Лосский не объясняет.

Таким образом, тварное бытие включает в себя два царства: Царство Божье, в котором реализуются всевозможные виды блага и абсолютные ценности и отсутствует какое-либо зло, и царство несовершенных существ, в котором присутствуют различные виды зла.

 

Альманах БОГОМЫСЛИЕ, № 11, 2007, Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, Издательство ББИ, Федор Стрижачук, ТЕОДИЦЕЯ Н.О. ЛОССКОГО

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: