Курсы этики и менеджмента в современных университетах США

В категориях: Обучение и навыки


Семенов А.Л.

Начиная с 70х годов прошлого века, ценностные компоненты в мотивации трудовой деятельности становятся важным инструментом корпоративного управления. Воздействие на культурные составляющие жизнедеятельности организаций приобретает черты хорошо скоординированной и приоритетной стратегии по формированию корпоративной этики.

Приведем несколько примеров курсов по этике в университетском образованиив Соединенных Штатах. Программа «Этика управления» Стэнфордской Высшей школы бизнеса имеет три основных части:

1.    Обязательные предварительные курсы, включающие пять двухчасовых семинаров, посвящены вопросам этического анализа. Студентам предоставляется принципы изучения этических вопросов и разрешения этических дилемм. В 2010 году студенты изучали вопросы кантовского права и справедливости (Ролза), международные дела о взяточничестве, вопросы, связанные с генетическим тестированием, дела о выдаче разрешений на загрязнение окружающей среды, случай корпорации "Энрон". Эти курсы направляет внимание студентов на понимание того, что этика является первоочередным вопросом для генеральных менеджеров.

2.    В рамках регулярных учебных планов включены как основные, так и факультативные курсы. В зависимости от содержания курса объем этической проблематики варьируется от 75% до 5%. Среди курсов, в которые интегрированы этические вопросы, инвестиционный анализ, анализ финансовой отчетности, макроэкономическое развитие, предпринимательство. Как и следует ожидать, курсы в области стратегического управления и управления человеческими ресурсами имеют больше общего с этикой, чем курсы финансовых моделей, линейной оптимизации или анализа статистических данных.

3.    Ряд курсов специально предназначен для обсуждения этических вопросов: этика и глобальный бизнес, этические вопросы в биотехнологической промышленности, моральные подходы к этическим ценностям. В университете Питтсбурга (США) семестр начинается с ознакомления студентов с различными профессиональными и корпоративными кодексами этики. На протяжении семестра вопросы этической проблематики обсуждаются в таких курсах, как управление операциями, управление запасами, планирование размещения предприятий, дизайн продукта. Студенты готовят презентации, иллюстрирующие этические вопросы, с которыми могут столкнуться менеджер и его сотрудники, для последующего обсуждения в классе. Семестр заканчивается групповыми выступлениями и индивидуальными докладами.

Преподаваемый в Университете Феникса (Феникс, штат Аризона) курс «Этика в управлении» предоставляет возможности для анализа и синтеза роли этики в организации. Упор делается на том, как этика влияет на мышление, развитие отношений, формирование политики и профессионального поведения на рабочем месте. Студенты развивают навыки понимания и интеграции этики в практику, поддерживающие успех работника и организации.

В Институте логистики (Торонто, Канада) темы и задачи курса «Этика: основные правила поведения», включают вопросы организационной этики, этики изменений, групповой, индивидуальный и личный уровни этики.

Цели курса «Основы менеджмента и управления этикой» в Школе Бизнеса Университета Хэмлайн (Минниаполис, США) понять основные концепции, теории и исследования в области управления и применение их на практике. Основные функциональные области управления планирование, организация, контроль, рассматриваются в контексте этических вопросов организации и группы.

В основанном в 1891 Университете Южной Австралии (University of South Australia, UniSA) преподается курс «Международный менеджмент: этика и ценности». Рассматриваются вопросы: место этики в бизнесе управлении и культуре, принятие решений на основе рациональности и этических аргументов, типы этических проблем дилеммы, заинтересованные стороны, слабость воли; международные социологические исследования.

В Университете Сиднея (Австралия) в курсе «Этические проблемы в работе организации» основное внимание уделяется этическим аспектам управления и организационной практики. Вниманию студентов предлагаются вопросы повышения понимания роли и ответственности управленческого звена, влияние организации на работников и этические последствия современных тенденций в области занятости, трудовых отношений и управления человеческими ресурсами. Курс предусматривает одну 2х часовую лекцию и один часовой семинар в неделю. Оценка выставляется на основе индивидуальных выступлений (15%), индивидуальных эссе (30%), презентаций (25%) и экзамена (30%).

В Среднеамериканском христианском университете (MACU, Оклахома-Сити) курс «Основы профессиональной этики: жизнь и учение о Иисусе» включает:

1.    Компьютерные информационные системы.

2.    Цели, приоритеты и отношение.

3.    Принципы управления.

Университет Вудбери это один из старейших университетов Южной Калифорнии. Вуз был основан в 1884 году в ЛосАнджелесе бизнесменом Вудбэри. По сей день университет является лидером в области бизнесобразования, дизайна, киноиндустрии.

Курс «Управление по этике» ставит задачи изучения моральных и этических обязанностей менеджеров в ежедневной деятельности внутри и за пределами бизнеса предприятия. Анализируются и обсуждаются проблемы: нравственности получения прибыли, справедливого и равного отношения к работникам, ответственности бизнеса в обществе, ответственности человека в рамках организации.

Курс «Этика и лидерство» изучает этические аспекты управления с акцентом на вопросы лидерства и власти. Рассматриваются законодательные и нормативные требования этического поведения; политика и кодексы поведения, установленные различными организациями и промышленными группами; этические дилеммы и конфликты в организационных условиях. Курс предполагает проведение тематических исследований нарушения этического поведения в публичных корпорациях.

 

XII Международная конференция история управленческой мысли и бизнеса, (г. Москва, 28-30 июня 2011 г.). Социальная ответственность бизнеса и этика менеджмента.


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: