Об автономности баптисткой церкви: принцип добровольности, или завета

В категориях: Общество, Церковь и власть


Гейченко Александр Геннадиевич

Баптисты всегда подчеркивали концепцию добровольной церкви. Это означает, что человек присоединяется к церкви добровольно, решая следовать за Иисусом, Спасителем и Господом, а новые члены церкви заключают между собой соглашение «следовать за Христом, как сказано в Писании» (образец соглашения и подробный порядок представлен в: Benjamin Keach, The Glory of a True Church, And its Discipline displayed) . Завет — основа церковной жизни членов церкви. В основном речь шла о письменном соглашении, в котором достаточно четко оговаривались ожидания от членов церкви и блага, которыми народ Божий пользуется благодаря верности Бога. Позже данное соглашение было заменено водным крещением, поскольку данный акт указывает на совместный опыт, а не просто интеллектуальное согласие с определенными положениями. Таким образом, крещение верующих стало пропуском в члены церкви.

Приоритет поместной общины

Баптисты подчеркивали ключевую роль поместной общины, в которой благодаря Святому Духу есть все необходимое для спасения. Очень показательным в этом отношении является суждение Уинтропа Хадсона, который в своей статье, посвященной анализу принципа ассоциации среди баптистов, пишет следующее:

«В терминах индепендентов поместная церковь не является всего лишь частью Кафолической Церкви, она и есть Кафолическая Церковь. Там, где церковь имеет Писание, проповедь Слова, декларацию Слова в крещении и Вечере Господней и верно осуществляемую дисциплину и управление, она подготовлена, чтобы служить Христу там, где находится, и ни одна группа не может быть церковью полнее или истинее. Признак ее кафоличности — полнота ее жизни в том, чтобы явить Христа миру».

Это, однако, не означает, что истинно устроенная церковь может существовать в изоляции от прочих церквей. К тому же с идеей независимого церковного устройства было связано много практических проблем, именно поэтому в ХХ веке получила развитие концепция автономности и взаимозависимости. Под автономностью подразумевалось, что под руководством Христа каждая община имеет право самостоятельно принимать решения на уровне поместной церкви, не имея нужды подчиняться церковным или гражданским властям. Принцип взаимозависимости реализовывался в создании ассоциаций, конвенций, союзов и т.п.

Принцип ассоциаций

Следует отметить, что в истории баптизма ассоциации церквей начали появляться довольно рано (Генеральная Ассамблея Общих Баптистов, 1654). Более того, уже в Филадельфийском вероисповедании (1689, ассоциация основана в 1707) и в руководствах по церковному устройству Бенджамина Гриффита (1743) и Самуэля Джонса (Treatise of Church Discipline, XI, XII 1798) есть советы по формированию ассоциаций. Ассоциация не могла рукополагать служителей, отлучать членов церкви и осуществлять какие-либо действия, которые находились в юрисдикции церкви поместной.

Задачи ассоциаций состояли в следующем:

•    Взаимное назидание. Сначала церкви, а позднее представители церквей, периодически встречались для совместной проповеди и участия в Вечере Господней. Для тех, кто не мог присутствовать, рассылалось циркулярное письмо или пасторское обращение, содержащее наставления. Это письмо зачитывалось в церквах.

•    Забота о достойном и регулярном служении церквей. Это включало разработку процедуры набора, обучения, рукоположения и поставления служителей. Ранние баптисты в Америке целенаправленно находили перспективных молодых людей и обучали их, готовя к пасторскому служению. Также строго регулировалась деятельность странствующих проповедников, которых охотно принимали церкви, где не было своих служителей.

•    Обеспечение церквей необходимой печатной продукцией, которая варьировалась от исповеданий веры до сборников гимнов.

•    Миссионерская деятельность. Ассоциация собирала средства, за счет которых направляла миссионеров.

Церкви ассоциаций могли направлять своих представителей для решения возникших вопросов, однако их решение не имело прямого действия. Тем не менее ожидалось, что церкви будут «полностью подчиняться» решениям ассоциации. В противном случае церковь не могла оставаться членом ассоциации, отвергая ее решения и рекомендации. Это означает, что в основе принципа ассоциации лежит идея соглашения, подобная завету верующих при создании церкви . Церкви соглашались подчиняться решениям ассоциации, веря, что они есть выражение воли Христа.

 

АВТОНОМИЯ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ. Материалы первого Симпозиума «Взаимоотношения поместной церкви и Союза» 67 декабря 2007

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: