Протестанты Бразилии посреди карнавала и в борьбе с ним

В категориях: Движение все – но цель еще лучше

Бойкотировать всеобщее веселье – это экзистенциальный выбор

Игорь Гашков

 

Главную «проблему» бразильского карнавала сформулировать достаточно просто – на нем слишком много секса. Февраль, когда обычно проходит праздник, в этих краях – месяц летний. Действо проходит ночью. Звучит зажигательная музыка. Но самое главное: на карнавал собираются люди, многие из которых хотят найти себе пару.

То, что на карнавале все дышит плотской любовью, сразу бросается в глаза приезжим. Американец пакистанского происхождения, известный блогер Аамир Хусейн рассказывает, что его поразило на празднике количество людей в провокативных костюмах: «Смущен был не только я, но и мои друзья-бразильцы, многие из которых предпочитают на эти дни уезжать из Рио».

Карнавал начинается после пяти вечера, когда на улицы городов Бразилии выходят передвижные команды, играющие народные ритмы, – «уз блокуз» (os blocos). К ним присоединяются гости праздника, пришедшие, чтобы двигаться вслед за музыкой. На своем пути толпы наталкиваются на одиночек и буквально навязывают тем свои объятия. Тем временем вице-мэр Рио передает власть королю Мому – толстому мужчине, сатирически воплощающему карнавальные порядки. В церковных кругах трактуют иначе: Мома изображают тучным не ради шутки, он – символ плоти, выражение греха.

Не вызывает удивления, что у карнавала множество врагов. Самые непримиримые из них – это члены протестантских общин, укрепившихся в Бразилии в последние годы. Так, евангелисты обличают карнавал за разнузданность, призывают своих сторонников бойкотировать праздник и подталкивают к тому же католиков. В этом вопросе заметно различие между двумя религиями: местные католики достаточно безучастны, протестанты безапелляционны и бескомпромиссны.

«Веселье карнавала – это дымовая завеса, скрывающая пустоту духа, разочарование в самом себе, психологическую фрустрацию», – заявляет на интернет-форуме безымянный евангелистский проповедник. Ту же мысль поддерживает известный пастор Карлос Энрике: «Мы, христиане-протестанты, продолжим вести борьбу против карнавала, доказывать людям, что он противен Богу и Его слову, что это не просто веселье, как пытаются представить дело, что это время, когда самой человечности наносится ущерб».

В противостоянии карнавалу блюстители морали выработали три тактики, которые и применяют с переменным успехом. Так, например, можно обратиться к государству, которое призывают защитить чувства христиан от возможного кощунства. В самом деле, верующих раздражает эклектичная атрибутика праздника, и то, что посреди карнавала можно увидеть кресты и изображения Богородицы, многим кажется недопустимым.

В 2000 году христиане, считающие, что их чувства оскорбляются, отпраздновали серьезный успех. Религиозная атрибутика на карнавалах была запрещена, причем незадолго до начала конкурса костюмов. Скандальное решение проложило дорогу дискуссии, продолжавшейся до 2010 года. Победила терпимость, запрет отменили: на карнавале снова можно все, как раньше.

Протестанты тем временем обратили свои усилия в ином направлении. Религиозных активистов возмутила сексуальная энергетика карнавала, и они потребовали прекратить раздачу презервативов, чтобы снизить эротическое напряжение праздника. В Министерстве здравоохранения Бразилии верующим ответили отказом. С точки зрения чиновников, опасность распространения венерических заболеваний на карнавале слишком велика, чтобы пренебрегать ею, а вера и государство давно разделены, причем не только юридически, но и морально.

Ну а раз на чужую поддержку рассчитывать нечего, тогда остается проверенное средство – прийти на карнавал. Бороться с искушением. Действовать самим. Так поступают протестантские миссионеры и в буквальном смысле идут в народ.

Не будет преувеличением сказать, что противники карнавала являются сами экстравагантными его гостями. Наперекор сотням тысяч предающихся веселью миссионеры несут среди «греха» слово Божье. По утверждению протестантской прессы, некоторые собравшиеся каются, увидев их посреди «порочного вертепа».

В борьбе против «греха» протестанты взяли на вооружение главный атрибут карнавала – музыку. В 2006 году миссионеры сформировали свой «у блоку» – музыкальную команду – и с тех пор каждый год пробуют уводить за собою гуляк. Протестантские участники карнавала уверены: успех возможен, а если спорить с карнавалом, то следует делать это на его языке.

Использование современной массовой культуры в деле пропаганды религии – характерная черта сегодняшнего Запада. Бразилия в этом смысле – одна из передовых стран мира. Здесь прославился пастор Марселло Росси, в прошлом тренер, ныне совершающий богослужения на стадионах. Проповедуя веру, священнослужитель открыл в себе талант к поп-музыке: 12 млн компакт-дисков с его песнями разошлись по всей Бразилии.

Здесь протестанты сталкиваются с препятствием: мотивы народной музыки восходят к африканской языческой культуре, а также и к магии. К нехристианскому наследию относится также большинство карнавальных костюмов с их обязательным использованием перьев.

Так что, вооружившись всеми современными средствами пропаганды, протестанты на карнавале подражают ранним христианам среди языческого шествия, пытаясь развернуть вспять чужую буйную реку. Иногда их относит течением на обочину, и тогда приходится стоять в стороне, наблюдая за действием. Некоторые готовы к такому повороту заранее, так что приходят с плакатами. Протестующие стоят, а карнавал движется мимо них.

Злые языки отмечают, что для протестантов карнавал имеет даже большее значение, чем для участников. Якобы для верующих он начинается на неделю раньше, а завершается позже. В первые семь дней нужно привести себя в порядок перед миссией. А по завершении карнавала еще в течение недели рассказывать пасторам о своей победе над искушениями.

Что же касается остальных бразильцев, то для них праздник не кончается вообще никогда, потому что это не выходной день, а стиль из неверующей жизни. И карнавал – это только самое известное его выражение, но далеко не единственное.     

 

«НГ-религий»,
05.03.2014

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: