Возвращение Крыма в Россию в свете права наций на самоопределение и концепции коренного народа

В категориях: События и вести


Чтобы понимать истоки этих двух понятий, следует обратиться к фундаментальной работе британского историка и социолога Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975) "Постижение истории", где речь идёт о цивилизационном подходе. Тойнби сумел аналитически вычленить 21 цивилизацию, среди которых можно отличать западную, арабскую (ислам), сирийскую (семитскую реликтовую - иудеи) или средиземноморско-библейскую, православную христианскую (основную) (в Византии и на Балканах), православную христианскую (русскую) и индуистскую цивилизацию. Заслуга автора в том, что выделенные им понятия позволяют выяснить причины большинства современных территориальных конфликтов. Обоснование исторической динамики приводит в книге "Столкновение цивилизаций" (1996) исследователь Сэмюэль Хантингтон (1927-2008).

Итак, западный мир в современной версии возникает после Реформации. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) резонно отмечает связь между поощрением индивидуального предпринимательства и экономической экспансией - после Великих географических открытий и образования колоний - ставшей фундаментом глобализации. Французский историк Фернан Бродель (1902-1985) качественно раскрывает этот аспект в книге "Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв.". Американская война за независимость (1775-1783), Великая французская революция (1789-1799) и последовавшее за ними развитие национальных движений - в Греции (1821-1829), Италии, Польше (1831, 1863) заложили основы публичного международного права в части естественных прав Томаса Гоббса (1588-1679) и Джона Локка (1632-1704), национального самосознания Адама Смита (1723-1790), суверенитета, принципа разделения властей Шарля де Монтескье (1689-1755), прогресса Анри Сен-Симона (1760-1825) и общественного договора о защите "жизни, свободы и собственности" Жан-Жака Руссо (1712-1778).

Следует отличать существенное противоречие между правом нации на самоопределение и концепцией nation-state (государства-нации), поднимающее вопрос о политической нации, титульной нации, коренном народе и этносе. Тридцатилетняя война в Европе (1618-1648) и Вестфальский мир создали современную международную систему государств на европейском континенте, которая в ХХ веке приняла форму государств-членов Объединенной организации наций (ООН) (1945) во всем мире. На сегодня, в 2014 году, существует 193 признанных и 9 государств с оспариваемым статусом.

Новая волна национально-освободительных движений в лоне западного мира привела к ряду событий в 1848-1849 гг. и инициировала вопрос о правосубъектности, сформировав всеобщее избирательное право и механизм плебисцита (референдум).

В 1848 году наблюдался также впервые переход от концепции индивидуального самоопределения как естественного следствия демократии к концепции национальности как объективного права наций на независимую государственность. Права человека, предусмотренные Французской революцией, были перенесены на нации. Славянский конгресс в июне 1848 года обратился с манифестом "во имя свободы, равенства и братства европейских народов". Следует отметить, что теоретик капитализма Карл Маркс (1818-1883), будучи немцем, отрицательно относился к национальному движению некоторых народов, например, чехов в 1848 году. При этом он различал деление на "реакционные" и революционно-демократические нации по отношению к национальному вопросу.

Следует отметить, что право нации на самоопределение обладает потенциалом социального взрыва. Что и в последствии привело к Первой мировой войне (1914-1918) и превращению Балкан в "пороховую бочку Европы".

На основании концепции коренного народа в 1948 году было создано государство Израиль.

Имеет смысл сопоставить средиземноморско-библейскую цивилизацию с индуистской. Индия (30 языков и 2000 диалектов) представляет собой конгломерат из различных этносов, но благодаря устойчивой социальной структуре в рамках местной цивилизации сохраняет целостность и неделимость.

Напомним, что одним из первых проектов по объединению многонациональных сообществ при сохранении их идентичности в ХХ веке был СССР, созданный в 1922 году. Национальная культура и язык меньшинств в Советском Союзе сохранялись и продолжали развитие в культурно-идеологической парадигме "советского народа". В этом заключалось отличие СССР от реализованной в США концепции "плавильного котла" по созданию политической нации и социальному конструированию идентичности "американский народ", которая сегодня посредством глобализации распространяет унифицированный единообразный жизненный стиль.

Объединенная Европа, европейское сообщество, как над-суверенное образование, с этих позиций является отчасти наследником бывшего Советского Союза.

Также следует отметить противоречие между модернизацией и концепцией коренного народа, где право на национальное самоопределение может доходить до самоотрицания. Примером такого положения вещей является "арабская весна" в Египте и события в Ливии в 2011 году. Оба примера иллюстрируют начало демодернизации. Пришедшее к власти в результате революционного переворота исламистское движение "Братья-мусульмане" внедрением шариата отменило прежние цивилизационные достижения. Напомним, модернизацию во второй половине XIX-ХХ веков смогли осуществить национал-реформаторские движения. В Японии это революция Мейдзи в 1868 году, в Турции - эффективная система Кемаля Ататюрка, в Иране - инициативы Реза-шаха Пехлеви и Мохаммада Резы, в Египте - преобразования Абдель Насера, в Южной и Латинской Америке - установление современной государственности.

 

rus.newsru.ua

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: