Что делал ангел у гроба Господня

В категориях: Трудные места


Явление ангела Господня. Мт.28: ст. 2-4

Мэтью Генри

 

Здесь мы находим описание того, как произошло воскресение Христа, делающее известными те его обстоятельства, которые нам необходимо знать.

1.    Сделалось великое землетрясение. Когда Он умер, земля, принимавшая Его, содрогнулась от ужаса; теперь же, когда Он восстал, земля, отдавшая Его, прыгала от радости, видя, как Он возвеличился. Это землетрясение как бы расторгло узы смерти и оттряхнуло оковы могилы - и предстал Желаемый всеми народами, Агг. 2:6, 7. Это был сигнал победы Христа; на нее указывало то, что когда небеса возвеселились, то и земля тоже восторжествовала. Это был прообраз того потрясения, которым будет потрясена земля во время всеобщего воскресения мертвых, когда гор не станет и острова убегут, чтобы земле уже больше не скрывать убитых своих. Когда стали сближаться кости, кость с костью своею, в долине произошли шум и движение, Иез. 37:7. Царство Христа, которое сейчас должно было быть восставлено, заставило землю дрожать и сокрушило ее. Освященные и пережившие вследствие своего освящения воскресение к духовной жизни ощущают в своей душе что-то похожее на землетрясение, подобно Павлу, который пришел в трепет и ужас.

2.    Ангел Господень сошел с небес. Ангелы часто служили нашему Господу Иисусу: во время Его рождения, в Его искушении, в Его предсмертном борении. Но, когда Он оказался на кресте, мы не находим того, чтобы ангел служил Ему: когда Отец оставил Его, они тоже удалились от Него. Теперь же, когда Он восстал во славе, которую имел прежде основания мира, теперь, вот, Ангелы Божьи поклоняются Ему.

3.    Ангел приступил, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Наш Господь Иисус мог бы отвалить камень и Сам, собственной Своей силой, но пожелал, чтобы это сделал ангел. Этим Он хотел показать, что, взявшийся расплатиться за наш грех, который был вменен Ему в вину, и оказавшийся под арестом вследствие этого вменения, Он не разрушил темницу, а получил честное и законное освобождение с небес. Он не разрушал темницы, а был послан служитель отвалить камень и так отворить темничную дверь, которая никогда бы не отворилась, если бы Он не совершил полного искупления. Но, будучи предан за грехи наши, Он, чтобы сделать совершенным это освобождение, воскрес для оправдания нашего. Он умер, чтобы заплатить наш долг, и воскрес, чтобы принять наше освобождение. Камень наших грехов был привален к двери гроба нашего Господа Иисуса (и мы видим, что приваливание большого камня означает принятие на себя вины, 1 Цар. 14:33), но, чтобы показать, что Божье правосудие удовлетворено, ангелу было поручено отвалить этот камень. Не то чтобы ангел воскресил Его из мертвых (он был причастен к воскрешению Христа не больше тех, кто участвовал в воскрешении Лазаря, отняв камень от его гроба), но он таким образом сообщил о согласии Неба на Его освобождение и о радости Неба в связи с этим.

Враги Христа приложили к этому камню печать, приняв, подобно Вавилону, решение не отпускать пленников своих; может ли быть отнята у сильного добыча?.. Ибо это был их час, но все силы смерти и тьмы находятся под контролем Бога света и жизни. Ангел с небес имеет власть сорвать печать, хотя бы это была большая печать Израиля, и силу отвалить камень, каким бы большим он ни был. Так, отнимаются у сильного пленники. Тот факт, что ангел сидел на камне, который он отвалил от гроба, достоин внимания и свидетельствует об уверенной победе над всеми препятствиями, чинимыми воскресению Христа. Он сидел на нем, не давая всем силам ада придвинуть его обратно к входу в гроб. Христос воздвигает Себе седалище покоя и седалище суда на сопротивлении Своих врагов; Господь восседает над потопом. Спугнув черную стражу врагов, ангел сидел у гроба, подобно некоему стражу; он сидел, ожидая женщин, готовый дать отчет о Его воскресении.

4.    .Вид его был как молния, а одежда его бела как снег, ст. 3. Это был видимый образ того, что мы называем великолепным и прославленным, - образ славы невидимого мира, которой не присущи оттенки. Его взгляд на стерегущих был подобен вспышке молнии, он блеснул молниею и рассеял их, Пс. 143:6. Белизна его одежды была символом не только чистоты, но и радости и торжества. Когда Христос умер, небожители были в глубоком трауре, что проявилось в затмении солнца; когда же Он воскрес, они вновь облачились в славные одежды. Слава этого ангела представляла славу Христа, принять которую Он теперь и воскрес, ибо это описание ангела очень напоминает описание преображенного Христа, гл. 17:2. Когда же после воскресения Он беседовал с учениками, тогда Он полагал на нее покрывало, а это уже указывало на славу святых, которую примут они в свое воскресение, когда пребудут, как Ангелы Божьи на небесах.

5.    Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые, ст. 4. То были воины, думающие о себе, что они ничего не боятся, однако один только вид ангела привел их в ужас. Так, когда восстал Сын Божий на суд, крепкие сердцем стали добычею, Пс. 75:6, 10. Примечание: воскресение Христа в такой же мере является радостью для Его друзей, в какой оно является ужасом и смятением для Его врагов. Они пришли в трепет; слово ёо£1овцоау является производным от слова оеюцо", употребленного для обозначения землетрясения в ст. 2. Когда потряслась земля, тогда были потрясены и сыны земли, чей удел на земле, тогда как те, чье блаженство на небесах, не боятся, хотя бы поколебалась земля.

Стерегущие стали как мертвые, когда ожил Тот, Кого они стерегли, и когда вместе с Ним пробудились те, от кого они стерегли Его. Когда они поняли, что понесли полное поражение в том деле, на которое были поставлены, это привело их в ужас. Они были поставлены здесь для того, чтобы стеречь мертвого человека в его гробу - самая легкая задача из всех, какие когда-либо ста-вились перед ними, однако она оказалась слишком трудной для них. Им было сказано, что следует ожидать нападения группы трусливых и слабых учеников, которые, устрашившись их, сразу же придут в трепет и станут как мертвые, но они пришли в изумление, когда увидели, что им противостоит сильный Ангел, которому они не отважились даже взглянуть в лицо. Так, Бог наводит страх на Своих врагов, Пс. 9:21.

III.    Слово, которое ангел сказал женщинам, ст. 5-7.

1.    Он ободряет их и развеивает их страхи, ст. 5. Что-то ужасное таит в себе приближение к гробам и могилам, особенно в безмолвии и одиночестве, но еще ужаснее было для этих женщин увидеть у гроба ангела; но он тут же успокаивает их, говоря: «Не бойтесь... Стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые, но вы не бойтесь». Пусть боятся на Сионе грешники, ибо у них есть основания для страха, но ты, Авраам, не бойся, ни верное семя Авраамово. Для чего детям Сарры, которые делают добро, смущаться от какого-либо страха? (1 Пет. 3:6). «Не бойтесь. Пусть нисколько не удивляет вас та весть, которую я вам принес, ибо вам заранее было сказано, что Учитель ваш воскреснет. Пусть это вас не пугает, ибо Его воскресение несет в себе утешение для вас. Не бойтесь, я не причиню вам никакого вреда и не сообщу вам никакой недоброй вести. Не бойтесь, ибо я знаю, что вы ищете Иисуса. Я знаю, вы защитники этого дела. Я пришел не устрашить, а ободрить вас». Примечание: у тех, кто ищет Иисуса, нет никаких оснований для страха, ибо если они будут усердно искать Его, то найдут Его и откроют в Нем своего щедрого Воздаятеля. Все наши благочестивые искания Господа Иисуса замечены и отмечены на небесах. ...Знаю, что вы ищете Иисуса... И мы, также как и они, услышим в ответ слова благие, слова утешительные: «...вы ищете Иисуса распятого...» Ангел напоминает им о том, что Он был распят, чтобы еще более подчеркнуть их любовь к Нему: «Вы все еще ищете Его, хотя Он и был распят; и, несмотря на это, вы по- прежнему продолжаете оказывать Ему благодеяния». Примечание: истинные верующие любят Христа и ищут Его не только невзирая на то, что Он был распят, но и потому, что Он был распят.

2.    Он заверяет их в том, что Христос воскрес, и этого было достаточно для того, чтобы их страхи развеялись, ст. 6. .Его нет здесь: Он воскрес... Если бы им было сказано только то, что Его нет здесь, то это не было бы приятной новостью для ищущих Его, если бы при этом не было добавлено также и то, что Он воскрес. Примечание: для тех, кто ищет Христа и не находит Его там, где надеется Его найти, утешительно знать, что Он воскрес. Даже если мы не находим Его так, чтобы у нас при этом была возможность Его ощупать, Он все равно воскрес. Мы не должны прислушиваться к тем, которые говорят: «Вот, здесь Христос», или: «там», ибо Он не здесь и не там: Он воскрес. Во всех наших поисках Христа мы должны помнить о том, что Он воскрес, и, таким образом, искать Его воскресшего. (1) Не с какими-то грубыми, плотскими помышлениями о Нем. Были те, которые знали Христа по плоти, но с тех пор мы уже не знаем Его таким,

2    Кор. 5:16. Верно то, что у Него было тело, но теперь это уже прославленное тело. Те, кто пытается как-то изобразить Христа, забывают о том, что Его нет здесь, Он воскрес. Наше общение с Ним должно быть духовным, совершаемым посредством веры в Его слово, Рим. 10:6-9. (2) Мы должны искать Его с великим почтением и смирением и с благоговейным отношением к Его славе, ибо Он воскрес. Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, и потому пред именем Его должны преклониться всякое колено и всякая душа. (3) Мы должны искать Его, помышляя о горнем. Когда мы будем готовы сделать этот мир своим домом и сказать: «Хорошо нам здесь быть», вспомним тогда о том, что нашего Господа Иисуса нет здесь, Он воскрес. Поэтому пусть также и наши сердца не останутся здесь, но тоже воскреснут и станут искать горнего, Кол. 3:1-3; Фил. 3:20.

Ангел указывает женщинам на два факта, могущие укрепить их веру в воскресение Христа.

[1]    На то, что слово Его, которое они могли помнить, теперь исполнилось: .Он воскрес, как сказал... Это Он и подтверждает как истинный предмет веры: «Он сказал, что воскреснет, а вы знаете, что Он есть сама Истина, и потому имеете все основания для того, чтобы верить в то, что Он воскреснет. Почему же вы так медлительны сердцем, чтобы веровать тому, что Он сказал?» Никогда не будем считать странным для себя то, на что слово Христа воскресило наши надежды, будь то нынешние временные страдания или та слава, которой надлежит открыться в будущем. Если мы будем помнить то, что Христос сказал нам, то не будем удивляться тому, что Он делает с нами. Когда ангел сказал: «...Его нет здесь, Он воскрес.», он тем самым дал понять, что проповедует им не иное Евангелие, как то, которое они уже приняли, ибо он сам ссылается на слово Христа как на достаточное свидетельство, подтверждающее неизменность Его святого характера. ...Он воскрес, как сказал...

[2]    На то, что гроб, в который они могли заглянуть, был теперь пуст: ...подойдите, посмотрите место, где лежал Господь... «Сопоставьте то, что вы слышали, с тем, что вы видите, и, собрав вместе то и другое, вы уверуете. Вы видите, что Его нет здесь, и,    если вы вспомните слова, сказанные Им прежде, вы сможете удостовериться в том, что Он воскрес. Подойдите, посмотрите место, и вы увидите, что Его нет там. Вы увидите, что Его невозможно было украсть оттуда, а потому вы должны будете заключить, что Он воскрес». Примечание: прийти и оком веры посмотреть место, где лежал Господь, может оказаться полезным и благотворным для нас. Посмотрите на оставленные Им там знаки Своей любви, явлен-ной в таком снисхождении ради нас. Посмотрите, каким мягким и немрачным Он сделал для нас это ложе, побывав в нем прежде в собственном лице. Когда мы смотрим вглубь могилы, в которую когда-то и нам должно будет лечь, тогда, чтобы не приходить при виде ее в ужас, заглянем вглубь той могилы, в которой лежал Господь, посмотрим на то место, где лежал наш Господь, как сказано в арамейском переводе. Ангелы, также как и мы, признают Его Своим Господом, ибо всякое отечество на небесах и на земле именуется от Него.

3.    Ангел повелевает им сообщить эту новость Его ученикам, ст. 7. . Пойдите скорее, скажите ученикам Его... Им, вероятно, было очень приятно осматривать гроб и беседовать с ангелами. Им было здесь хорошо, но их ожидало другое поручение. День сей был днем радостной вести, и хотя они были первыми обладателями этого утешения, первыми вкусили его благость, тем не менее они не должны были одни пользоваться этой благой вестью, не должны были удерживать при себе обретенный ими мир, подобно тем прокаженным, 4 Цар. 7:9. Они должны были пойти сказать ученикам. Примечание: служению обществу должно отдаваться предпочтение перед нашим личным общением с Богом, ибо блаженнее давать, нежели принимать. Заметьте:

(1)    Ученикам Христа надлежит первым услышать эту весть. Ангел не сказал: «Пойдите, скажите первосвященникам и фарисеям, чтобы они пришли в смущение», но: «Скажите ученикам, чтобы они утешились». Бог предвкушает радость Своих друзей более, нежели позор Своих врагов, хотя полная мера того и другого явится впоследствии. «Скажите ученикам Его; может быть, они поверят вашему свидетельству, поэтому скажите им: [1] Чтобы, угнетенные нынешними печалями и собственным рассеянием, они ободрились». Это время было гнетущим для них, объятых скорбью и страхом, поэтому каким утешением было бы для них услышать сейчас, что их Учитель воскрес! [2] Чтобы они сами еще глубже принялись расследовать это дело». Этот страх был послан им затем, чтобы пробудить их от этого странного оцепенения, охватившего их, и воскресить их надежды. Полученное известие должно было побудить их искать Христа и приготовиться к Его явлению. Общие намеки побуждают людей к более тщательным поискам. Сейчас они услышат о Нем, но уже очень скоро увидят Его. Христос открывается постепенно.

(2)    Эти женщины посылаются для того, чтобы известить о случившемся учеников, таким образом они становятся как бы апостолами для апостолов. Для них это была честь и вознаграждение за неизменную преданность Христу, проявленную ими у креста и у гроба, а для учеников - укор за то, что они оставили Его. Бог все еще избирает немощное мира, чтобы посрамить сильное, и кладет сокровище не только в глиняные сосуды, но и в немощные, как это видно здесь. Как та жена, прельстившись предложениями злого ангела, первая впала в преступление (1 Тим. 2:14), так эти жены, получив верное знание из указаний доброго ангела, первые поверили в искупление от преступления силою воскресения Христа, дабы тем, что составляет их непрестанную хвалу, был уравновешен и снят упрек в адрес слабого пола.

(3)    Им было велено пойти скорее с этим поручением. Почему? Зачем нужна была такая спешка? Разве эта новость могла потерять свою свежесть, разве она не была бы принята ими в любое время? Да, но они теперь были преисполнены печалью, а Христос хотел поскорее утешить их. Когда Даниил смирял себя перед Богом за грех, ангелу Гавриилу было поручено быстро прилететь с посланием утешения, Дан. 9:21. Мы всегда должны быть готовы:

[1] Повиноваться заповедям Божьим, Пс. 118:60.

[2]    Делать добро нашим братьям и нести им утешение, как те, которые могут сострадать и сочувствовать им на основании собственного опыта; не говорите: пойди и приди опять, и завтра я дам, но дайте им сейчас, без промедления.

(4)    Им было дано указание сказать ученикам, чтобы они встречали Его в Галилее. Были и другие явления Христа им прежде того известного явления в Галилее, явления неожиданные и удивительные; но Он пожелал, чтобы одно явление было торжественным и публичным, и заранее известил их о нем. Итак, это общее собрание и эта встреча были назначены в Галилее, в восьмидесяти-ста милях от Иерусалима: [1] Ради тех из Его учеников, которые оставались в Галилее и не восходили в Иерусалим (возможно, они не могли прийти); поэтому Он пожелал отправиться в ту страну, чтобы явить Себя там Своим друзьям. .Знаю твои дела, и что ты живешь там... Христос знает, где живут Его ученики, и желает посетить их. Примечание: прославленный Христос не забывает Своих незнатных и бедных учеников, но великодушно являет Себя даже тем, кто далеко находится от того места, где преизобилует благодать. [2] Из сочувствия к немощи Своих учеников, которые находились сейчас в Иерусалиме, но боялись иудеев и не осмеливались показываться при народе, и потому эта встреча была перенесена в Галилею. Христос знает о наших страхах, учитывает нашу немощь и потому назначил свидание с Ним там, где меньше всего была опасность того, что это общение с Ним будет нарушено Его врагами.

Наконец, ангел торжественно подтверждает истинность своих слов, которые он сказал им: «Вот, я сказал вам. Можете не сомневаться в истинности моих слов и доверять им: это сказал вам я, тот, который не смеет говорить ложь». ... Чрез Ангелов возвещенное слово было твердо... (Евр. 2:2). Прежде Бог имел обыкновение возвещать Свою волю Своему народу посредством служения ангелов, как это было при передаче закона; но, поскольку Он вознамерился отказаться во времена Евангелия от такого способа сообщения Своей воли (ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную и не им определил быть проповедниками Евангелия), этот ангел и был теперь послан засвидетельствовать ученикам о воскресении Христа, чтобы они в свою очередь могли возвещать о нем миру, 2 Кор. 4:7. Говоря: «вот, я сказал вам», он как бы снимает с себя ответственность за их неверие в том случае, если они не примут сказанного им слова, и возлагает ее на них. Он как бы говорит: «Я исполнил данное мне поручение, верно передал вам мое свидетельство, теперь вы рассмотрите его, поверьте ему на свой собственный страх и риск. Я сказал вам, будете ли вы слушать или не будете».

Примечание: те посланники Божьи, которые верно исполняют порученное им, могут быть спокойны и не переживать за успех дела, Деян. 20:26, 27.

 

Мэтью Генри, «Толкование на книги нового завета», Том 1, Евангелие от Матфея

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: