Кто нашёл добрую жену, тот нашёл благо и получил благодать от Господа

В категориях: Созидая свой внутренний мир

Ап Фервайен

Относительная ценность супружества

 

Понятно, что самыми прекрасными взаимоотношениями в мире являются отношения между Богом и человеком, однако далее за ними тут же следуют супружеские отношения между мужчиной и женщиной.

Однако супружество не является альфой и омегой человеческой жизни хотя бы потому, что многие из нас так и остаются неженатыми или незамужними. Кроме того, часть своей жизни каждый человек проводит вне брака - в детстве, будучи вдовой или вдовцом, после развода и так далее.

Для кого-то у Бога может быть особое предназначение. Мы видим это в жизни Самого Иисуса или апостола Павла. В 1 Кор. 7:25 и далее Павел сам говорит, что брак - дело хорошее, но иногда «оставаться так» даже лучше. Если вы замужем или женаты, никогда не позволяйте своему супругу занять в вашей жизни место Бога. Удерживайте всё в равновесии. Павел не говорит, что жениться или выходить замуж - это плохо. Он просто говорит, что нам следует быть острожными и не позволять семейной жизни полностью нас поглотить: «Имеющие жён должны быть, как не имеющие».

Кроме того, вполне возможно, что человек ещё не готов к браку. Может быть, Бог ждёт, защищает или испытывает вас.

Может быть, вам тяжело быть неженатым или не замужем, и в результате вы чувствуете некоторое напряжение или озлобленность. Лучше будет, если вы примете ситуацию, как она есть. Жизнь, какой бы несовершенной она порой ни была, всё равно является величайшим даром. Одиночество может помочь нам найти себя в Боге. Часто именно в уединении люди яснее всего слышат Божий голос. Так было у Моисея, Авраама, Павла и Иисуса. Сам Бог может разделить вашу жизнь и дать вам ощущение надёжности и безопасности. Кроме того, озлобленность и обида ещё никого не украшали. Жизнь без мужа или жены действительно может быть труднее, но в таком случае нам даются дополнительные силы.

Бог явно хотел, чтобы у человека была вторая половина. «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24, Мф. 19:5 и Еф. 5:31). Эти слова звучат как заповедь. Оставь родителей. Прилепись к женщине и не живи как женатый холостяк!

Идеализировать брак было бы неразумно. Каждая семья несовершенна, потому что несовершенны составляющие её люди. Кроме того, супружество приносит с собой беспокойство, и порой для того, чтобы из него получилось что-то по-настоящему стоящее, требуется немало упорного труда. Вот почему Павел пишет, что все, вступающие в брак, «будут иметь скорби по плоти», от которых он с радостью бы их избавил.

Любые слова об относительной ценности брака заключают в себе определённый риск. Некоторые люди так увлекаются святой жизнью и духовным служением, что фактически игнорируют своего супруга - ведь, в конечном итоге, всё, связанное с Богом, обладает вечной, а не относительной ценностью! Это серьёзное заблуждение. Любовь к ближнему - это вторая заповедь, ничуть не менее весомая, чем первая. В Библии сказано: «Кто нашёл добрую жену, тот нашёл благо и получил благодать от Господа» (Прит. 18:23). Так что если вам выпала честь состоять в браке, тогда ваш брак вовсе не является относительной ценностью, и вы оба в ответе за то, чтобы он был как можно лучше.

Супружество может быть источником великой радости. Невозможно представить себе более тесную близость с другим человеком, чем близость мужа и жены. Нет других взаимоотношений, которые давали бы нам такие же возможности служить другому человеку и на деле проявлять к нему любовь. Нет больше той любви, как если кто душу положит за ближнего своего, - но разве есть человек, который был бы нам ближе, чем наш супруг? Брак - это взаимная поддержка и добрый плод; благодаря браку в мире рождаются дети, он даёт нам ощущение безопасности и уюта, и у супругов всегда есть множество возможностей назидать и укреплять друг друга в любви.

Что такое брак?

Говоря о браке, нам следует различать совместное проживание и завет. Заключая завет, мы обозначаем ту структуру, внутри которой согласны жить вместе с другим человеком. Завет включает в себя все правила, которые должны соблюдать партнёры, решившие отныне жить вместе, одной семьёй.

В Библии нет полного и чёткого описания того, как должно выглядеть супружество по изначальному Божьему замыслу. Чтобы составить такое описание, нам необходимо отыскать в Библии и сопоставить разные его фрагменты. Первым важным отрывком в этом плане является рассказ о сотворении мира. Сам Иисус отсылает нас к «началу», когда говорит о Божьем замысле для отношений между мужчиной и женщиной. В Мф. 19:8, когда фарисеи упомянули закон Моисея, Он ответил: «А сначала не было так».

Так как же всё было в самом начале?

В начале был только Бог. Отец, Сын и Дух. Кто такой Бог? Это незримая человеку Личность. Бог есть дух (Ин. 4:24). Кроме того, Бог есть любовь (1 Ин. 4:9). Внутри Троицы царит совершенная, святая любовь агапе.

Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Зачем? Нуждался ли Бог в людях? Нет.

Бог сотворил человека не для того, чтобы тот воздавал Ему почёт и славу, а для того, чтобы одарить его Своей любовью, разделить с ним Свою жизнь.

Божье желание, Божья любовь были устремлены к Адаму. Божья любовь к человеку - это любовь, которая всегда надеется, ничего не требуя взамен, не ищет своего и переносит абсолютно всё (см. 1 Кор. 13).

Мы читаем, что Бог сотворил первого человека из праха земного, вдунул ему в ноздри дыхание жизни, и человек стал живым существом (Быт. 2:7). Человеческое тело, созданное из земной глины, обрело дыхание и душу. Душа, состоящая из разума, эмоций и воли, является личностью человека. Душа не была сотворена из земного праха, но была дана человеку непосредственно от Бога. Душа человека была связана с Богом через его дух. В духе человека обитал Дух Божий. Таким образом, человек был цельным существом, состоявшим из тела, души и духа и сотворённым по образу и подобию Бога. Его душа и дух были даны ему Богом и исполнены Божьего Духа. Он был частью Бога.

В Библии сказано, что в конце каждого дня творения Бог видел, что сделанное Им было хорошо. Когда Он завершил Своё дело, создав человека, то увидел, что это было «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Однако если вернуться к Быт. 2:18, к тому моменту, когда был создан только Адам, кое-что в тогдашней ситуации было нехорошо: «Нехорошо человеку быть одному».

Почему Бог сотворил Еву? Потому что в ней нуждался Адам? А разве ему недостаточно было Бога? В конце концов, он мог получать от Бога всё необходимое ему признание и ощущение безопасности. Мы читаем, что во всём творении для человека не нашлось соответственного ему помощника. У Адама был только отец - и какой отец! Его отцом был Сам Бог - неизмеримо более высокий, великий и могущественный, чем он сам. Бог хотел, чтобы Адам развивался как личность и достиг своего полного потенциала.

Вот для чего Бог сотворил Еву - чтобы Адам мог разделить свою любовь с кем-то, кто находился бы на его собственном уровне. В каком-то смысле, у Бога и у человека есть своё место. «Небо - небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим» (Пс. 113:24). «Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:9)

Бог наполнил сердца Адама и Евы Своей святой любовью, чтобы они могли делиться этой любовью друг с другом. Взаимоотношения между людьми - и особенно между мужем и женой - были задуманы как возможность научиться любить.

Бог создал Еву точно так же, как и Адама. Бог сотворил Адама из праха земного, а Еву - из плоти Адама. Мы читаем, что Бог взял у Адама ребро и «создал... из ребра, взятого у человека, жену». Комментаторы нередко отмечают, что древнееврейское слово, означающее «ребро» («сала»), может быть переведено, как «бок» или «сторона». Бог взял одну сторону, один аспект человека и превратил его в независимую личность. Первый мужчина и первая женщина начали жизнь как единое целое. Женщина была «взята у человека». Адам сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Эти слова показывают, какое неразрывное единение он ощущал со своей женой Евой. Кроме того, они объясняют и ту невероятную силу притяжения, которая обычно возникает между полами. Сразу же за ними мы читаем: «Потому... человек... прилепится к жене своей».

Как Бог жаждал близости с человеком, поскольку человек был Его частью, так и первый мужчина жаждал близости с женщиной, потому что она была взята от него, и его желание было взаимным.

Бог не хотел, чтобы Адам стал эгоцентристом. Он произвёл плод, сотворив человека, и теперь хотел, чтобы Адам и Ева, в свою очередь, могли произвести на свет человеческие существа по своему образу и подобию и передать им Божью любовь. «Плодитесь!» - повелел Он людям.

Затем произошло грехопадение. В Эдемском саду было два особых дерева, дерево жизни и дерево познания добра и зла. Дерево жизни представляет Самого Бога. Дерево познания добра и зла представляет жизнь без Бога. Бог сказал, что люди вольны есть плоды любого

дерева в саду, кроме дерева познания добра и зла, и предупредил, что, если они вкусят от него, то непременно умрут. Дьявол убедил их попробовать плоды этого дерева, сказав: «Нет, [вы] не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Люди поверили дьявольской лжи и попробовали плоды запретного дерева. В результате между ними и Богом возник разлад.

Говоря о смерти, Бог имел в виду не только физическую смерть, но и полную разобщённость с Богом, даровавшим людям жизнь, их вечное отчуждение от Бога.

Как всё это повлияло на душу и дух человека? Божий Дух уже не мог пребывать в человеке, и потому душа его оказалась искалеченной. Его мысли исполнились гордыни, потому что теперь он считал, что способен судить обо всём лучше Бога. Его чувства устремились внутрь, на самого себя, и он стал себялюбив и эгоистичен. Его воля взбунтовалась против Бога, потому что он наслушался лживых слов Божьего врага. Человек уже не мог принимать Божью любовь и теперь вынужден был искать любовь, признание и чувство безопасности и принадлежности, которые раньше получал от Бога, где-то в другом месте. Где именно? У кого именно? Конечно же, у своей жены. Однако теперь это была уже не Божья любовь, щедрая и бескорыстная, а требовательная, человеческая любовь, которая всегда ждёт чего-то взамен. Такая любовь порождает страх перед тем, что её будет мало. Эгоизм даёт начало жадности. Если кому-то из партнёров кажется, что второй проявляет к нему недостаточно любви, он начинает предъявлять свои требования и претензии, и поток любви поворачивается в противоположном направлении, превращаясь, главным образом, в себялюбие.

Про женщину мы читаем: «К мужу твоему влечение твоё». Однако не следует думать, что здесь имеется в виду, главным образом, половое влечение. С момента грехопадения женщина ощущает внутреннюю неудовлетворённость и пытается найти её восполнение в мужчине. Она ищет в мужчине то, что может дать ей только Бог. Она склоняет его к себе и увлекает прочь от того места, которое дал ему Бог. Что это за место? Место духовного главы в своём браке и своей семье. Однако, уведя мужчину с его законного места, женщина, по необходимости, занимает это место сама.

О мужчине сказано следующее: «Он будет господствовать над тобою». Человеческая природа мужчины деформируется, потому что теперь, когда он лишился покрова богоданной, благочестивой власти над творением, ему придётся прибегать к силе и насилию, чтобы удержаться на высоте. Его главной заботой и головной болью будет работа. Его ждёт тяжкий труд, перенапряжение и постоянная борьба с собственной неэффективностью и безработицей (тернии и волчцы).

Главной головной болью женщины будет рождение и воспитание детей. Дети будут для неё самым уязвимым местом, причиняя ей самые острые страдания изъянами и сбоями в своём росте и развитии. 

Мужчина и женщина просто неспособны полностью удовлетворить потребности друг друга, и их неизбежно ждёт взаимное разочарование. Таким образом, в их взаимоотношениях изначально присутствует опасная слабость.

До грехопадения любовь Адама была направлена на Бога и Еву; после грехопадения она устремилась на него самого.

Ева повинна в том, что приняла решение, прежде не посоветовавшись с Адамом. Адам виноват в том, что не смог занять своё законное положение и начал обвинять во всём жену («Жена, которую Ты мне дал»). Косвенным образом он винил в произошедшем и Бога, давшего ему жену. Ева же обвиняла змея. Нежелание брать на себя ответственность за собственные поступки также является частью человеческой природы с самого момента грехопадения.

Как же должен был поступить Адам? После того, как Ева согрешила, ему следовало бы взять на себя ответственность и вину за произошедшее. Ева заслуживала смерти («От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь»), но Адам мог бы принять её наказание на себя, как сделал это «последний Адам». Иисус, названный «последним Адамом» в 1 Кор. 15:45, взял на Себя грехи Своей невесты, Церкви.

Иисус - это решение всех семейных проблем. Когда люди пребывают с Ним в тесных взаимоотношениях и постоянном общении, они становятся всё больше на Него похожи.

Тогда проблемы снимаются сами собой. Это процесс роста, который может начаться только тогда, когда мы полностью предадим себя Ему.

Нам очень важно всегда держать перед глазами образ Божьей любви, какой она была задумана и сотворена с самого начала.

Но только как нам достичь воплощения этого образа в своей жизни - сейчас, после грехопадения? Ответ тут может быть один: разве Иисус не пришёл на землю ради нас? Разве Он не вернул нам Божье Царство? «Ибо вот, Царство Божие внутрь (или среди) вас есть». И хотя на творении до сих пор лежит проклятие, мы с вами можем вернуться в Эдемский сад. Это действительно возможно!

 

Ап Фервайен, Искусство счастливого супружества, Гедеон, Хорнаар

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: