Непогрешимость и безошибочность Библии

В категориях: Трудные места


Владимир Дегтярев

А.    Значение непогрешимости Писания.

Непогрешимость или безошибочность Библии вопрос принципиальный. Если в Библии есть хотя бы одна ошибка, то их может быть тогда и много больше. А если так, то тогда естественно возникает вопрос: можно ли в таком случае вообще доверять Библии?

Безошибочность Писания зиждется на ее Авторе, Боге. Библия является Словом Божьим, сам Бог заявляет об этом. А если Библия Слово Божье, то это значит, что она истинна и совершенна, так как Тот, кто является Автором этой Книги, не может лгать (Чис. 23:19). Христос однажды сказал, что "... не может нарушиться Писание" (Ин. 10:35). Поэтому если бы в Писании были ошибки, то тогда оно было бы нарушено, то есть не было бы верным. Более того, Христос повелел исследовать Писание, так как они свидетельствуют о Нем (Ин. 5:39) и таким образом подтвердил, что все, что было сказано о Нем в Слове Божьем, верно и подлежит исполнению. Таким образом, предположение о том, что в Писании могут быть ошибки, противоречит отношению Христа к нему. Он рассматривал Писание как безошибочное, непогрешимое Слово живого Бога. Если бы это было не так, то это значило бы, что Христос ошибался. Таким образом, тот, кто не признает безошибочность Писания, не признает и безгрешность Христа.

Мы должны помнить, что непогрешимость, как и богодухновенность Библии, в полной мере относится только к подлинным манускриптам. Какой же ценностью обладает доктрина о непогрешимости, если первоначальный манускрипт больше не существует? Ответ очевиден. Именно непогрешимость первоначального текста делает его сохранение таким важным. И благодаря Божьей заботе о нас (Иер.1:12) и тщательной работе книжников, длившейся многие столетия, а также ученных в наше время, мы имеем возможность держать в руках практически тот самый текст, который отражает текст оригинальных манускриптов. Мы можем с полной уверенностью сказать, что та Библия, которую мы имеем сегодня передает Божественную истину и является Словом Божьим для нас.

Библия, как уже упоминалось, была написана людьми, избранными и подготовленными Богом для этого важного задания. Они не просто механически записывали Божьи Слова, но активно участвовали в процессе написания, используя свои творческие способности. Поэтому книги, принадлежащие различным авторам, имеют разную структуру и написаны различными литературными жанрами. Различие в стилях написания не влияет на непогрешимость Библии. Например, Евангелие от Иоанна написано более простым языком, чем Евангелие от Луки. Апостол Павел использует в своих трудах философский зык и стиль написания. Все эти различия никак не повлияли на безошибочность Библии.

Кроме того, иногда при чтении Библии встречаются различия в деталях при описании и объяснении одного и того же события. Такие различия можно найти при описании некоторых событий в синоптических Евангелиях. Это объясняется тем, что каждый автор описывая те или иные события, мог рассматривать их под разным углом и делать ударение на отдельные моменты. Поэтому детали в описании события могут отличаться, но, тем не менее, оба автора всегда точны в главном, в передаче библейской истины. Мы должны понимать, что непогрешимость и безошибочность никак не значит дословная передача при описании тех или иных событий.

Дословная передача при описании событий не обязательна и не возможна по нескольким причинам. Во-первых, евангелисты должны были переводить слова Христа, сказанные по-армейски, на греческий язык, так как Новый Завет был написан на древнегреческом, а Христос, вероятнее всего, использовал арамейский язык в повседневной жизни. И, во-вторых, когда они цитировали в своих трудах Ветхий Завет, для них не всегда предоставлялось возможным раскрыть длинный свиток той или иной книги Ветхого Завета каждый раз, чтобы привести дословную цитату. Более того, эти свитки не были доступны всегда и для каждого. Поэтому авторы считали возможным цитировать ссылки своими словами, не искажая при этом суть той или иной цитаты. Должны при этом помнить, что Дух Святой контролировал работу авторов Библии, поэтому они передали в точности, но своими словами, то, что Бог хотел сказать как в Ветхом, так и в Новом Завете.

Б. Непогрешимость и воплощение. Библия - написанное Слово, Христос - Живое Слово.

Некоторые рассуждают так: Библия это не только Божественная, но и человеческая книга, так как писали ее все-таки люди. А людям свойственно ошибаться. Поэтому, если в Библии присутствует человеческое участие, значит, остается и возможность ошибок. Но Личность Христа, который является Живым Словом (Ин. 1:1) является опровержением такому пониманию. Учение о Христе, Богочеловеке, состоит в том, что Он обладает полной и совершенной Божественной природой и совершенной человеческой природой. Эти две природы неразделимо соединены и составляют одну Личность навсегда. Божественность Христа в этом случае ни в чем не умалена и при этом Его человеческая природа не содержит греха. Безгрешность Христа это основа

Евангелия (1 Ин. 3:5; 1 Пет. 2:22; 2 Кор. 5:21; Евр. 4:15; 7:26). Аналогичным образом, Библия - книга, данная нам Богом и написанная людьми, и в ней, как и в уникальной Личности Христа, присутствует как Божественное, так и человеческое начало. Она - Божье Слово, явленное через Святого Духа. Люди записали это Слово, но это были особые люди, избранные Богом и движимы Духом Святым (Иер. 1:5; 2 Пет. 1:21). Контроль Духа Святого и является гарантией того, что Библия, подобно Христу так же непогрешима и безошибочна.

В.    Проблемы, возникающие, когда отвергается безошибочность Библии.

1.    Если бы Библия имела ошибки, то она не могла бы передавать истину.

Те, кто не признают непогрешимость Библии, считают, что не обязательно ожидать от Библии точности относительно таких незначительных вопросов, как хронология, история, география и т.д. Однако точность Библии относительно географии, хронологии, истории не менее важна, чем относительно других тем Писания. Потому что, зачастую описание библейских событий связано с важными богословскими истинами. Например: реальность и точность истории сотворения Адама и Евы в первых двух главах книги Бытие важна и существенна, так как Павел проводит аналогию между Адамом и Христом (Рим. 5:12-21). Если Адам не является исторической личностью, то эта аналогия теряет всякий смысл и значение. Также хронология родословной Христа в первой главе Евангелия от Матфея важна для нас, так как если она не точна, то как можно доверять точности описания Его жизни. В книге пророка Михея 5:2 дается географическое указание о месте рождения Христа - Вифлеем. Верность этой ссылки важна, так как в этом же самом стихе говорится о вечности Христа. То есть, если географические данные, связанные с земной жизнью Христа не точны, то как можем мы доверять учению о том, что Он, как Бог, вечен. Если Библия неточна в вопросах хронологии, истории и географии, то как мы можем доверять, например, учению о спасении изложенному в ней, так как все эти темы неразрывно связанны между собой.

2.    Неверие в безошибочность и непогрешимость Библии ставит под сомнение природу Бога.

Как мы уже подчеркивали, Писание является результатом работы Бога, то есть Библия богодухновенна (2 Тим. 3:16). Таким образом, если Библия имеет ошибки, погрешности, то это значит, что Бог может ошибаться. Размышляя так, мы искажаем природу Бога и лишаем Его принадлежащей Ему славы.

Г.    Выводы из учения о безошибочности Библии.

Непогрешимость или безошибочность Библии важная доктрина. Если она правильно понимается, то это значит, что Библия верна во всем, что она утверждает, то ли это касается богословских истин, то ли исторических повествований о сотворении мира, то ли приводимых ею географических, исторических или геологических данных. Единственное заключение, к которому можно прийти, это то, что во всех своих утверждениях Библия точна и соответствует истине.

 

Владимир Дегтярев, Основы Христианского Богословия. (DMin Диссертация), Украина, Запорожье 2007 г.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: