О чем говорит Библия?

В категориях: Трудные места


Эдмунд Клоуни

Чем Библий отличается от любой другой книги? Тем, что это книга Божия: Бог дал ее нам, чтобы рассказать о Себе (2 Пет. 1,21). Итак, Библия - книга о Боге и о спасении; и еще это книга о Сыне Божием, нашем Спасителе. Иисус знал, о чем Библия. Он укорял двух своих приунывших было учеников, которых Он встретил вдали от Иерусалима в день Пасхи. Они были совершенно подавлены Его смертью и смущены, увидев, что гроб Его пуст.

Он сказал им: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24,25-27).

В течение сорока дней, от Своего воскресения до вознесения, Иисус продолжал учить. Он показал, что на Нем исполнилось пророчество ВЗ и Писание свидетельствует об этом; оно свидетельствует о том, что спасение должно быть проповедано всем народам (Лк. 1, 44-77). Его учение дало апостолам ключ к Священному Писанию. Петр проповедовал о страдании и славе Христа от Моисея и пророков (Деян. 2,18-24); то же делал и Павел (Деян. 17,2.3; Рим.1,1- 5; 1 Кор. 15,3.4). Они не ссылались на те пророчества, которые говорили непосредственно о Мессии; они знали, что все пророчества были по вдохновению Духа Христова (1 Пет. 1,11).

Написанное слово исходит от живого Слова - Сына Божия, Создателе, Который от начала мира был с Богом, и подобно Отцу - совершенный Бог (Ин. 1,1-3). Господь Бог Ветхого Завета присутствует в нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе. Симон Петр признает Его Божественность (Мф. 16,16). Он цитирует пророка Исаию, призывающего почтить Бога и узнать в Нем Мессию (1 Пет. 3,15; Ис. 8,12.13).

Когда Бог открыл Себя Израилю на горе Синай, Он уже свидетельствовал о Себе как о грядущем Мессии. Божие предписание, данное на горе Синай относительно скинии, содержало запрещение Израилю поклоняться золотому тельцу. Бог сказал, что очень опасно для жестоковыйного Израиля иметь посреди себя скинию, в которой обитает живой Бог. Вместо этого Господь предпочел остаться за пределами их лагеря и здесь встретиться с Моисеем. Он мог бы стать перед этим народом и отвести его в Ханаан, но Он этого не сделал (Исх. 33,1-6). Моисей знал, что если Бог не пойдет со Своим народом, то и незачем идти в Ханаан. Он мог только умолять Господа показать Свою славу и милость. Бог услышал его молитву; Он открыл Свое имя Моисею как Бог милости и правды. Бог обещал поселиться в скинии и принять жертву Израиля в оставление их грехов. В Евангелии от Иоанна говорится, что та слава, увидеть которую хотел Моисей, была явлена в Иисусе Христе. Милость и истина, обещанные Моисею, даны были нам в Иисусе. Ибо в Иисусе Бог приходит, чтобы жить с нами.

Ветхозаветная скиния была окутана облаком, что свидетельствовало о пребывании Бога со Своим народом. Боговоплощение есть реальность, прообразом которой была ветхозаветная скиния. Евангелист Иоанн свидетельствует: «И Слово стало плотию и обитало (букв. «обитель сотворила») с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1,14). Однако нас не удивляет, что еще в ВЗ мы находим ожидание пришествия Сына Божия. Ангел Господень в одних текстах ВЗ может идентифицироваться с Богом, в других - это лицо, отличное от Бога (Быт. 18,1-33; Исх. 23,20-23; Суд. 6,11-23; 13,3-23; Ис. 63,9). В виде ангела Бог боролся с Иаковом (Исх. 32,34-42) и отдавал приказания Иисусу Навину (Нав. 5,13-15). Но вот описания Бога в ВЗ сменяются описанием Христа в НЗ. Иисус Христос - Пастырь добрый (Пс. 23; Ин. 10), Камень (Втор. 32,4; Исх. 17,6; 1Кор. 10,4), Судия (Пс. 96,13; Мф. 25,31-33), Царь (Ис. 6,1-5; Ин. 12,41), Премудрость Божия (Притч. 8,22-31), наш Господь и Спаситель (Иона 2,9; Мф. 1,21).

История спасения Богом человечества ведет нас к Иисусу Христу, Спасителю. Только Бог может спасти грешников. Он должен проявить инициативу. План спасения человека должен принадлежать Ему. После грехопадения наших прародителей в Едеме Бог не бросил их. Он обещал сыну женщины победу над змеем (Быт. 3,15). Бог спасает Ноя и его семью от потопа, которым Он наказывает людей. Он призвал Авраама и обещал благословить его так, что в его семени благословятся все народы земли. Бог сдержал слово, данное Аврааму, и вывел Израиль из рабства египетского, заключил завет с ним и дал ему землю обетованную. Но все время Божественная доброта наталкивалась на испорченную человеческую природу. Даже святые были грешниками. Авраам посмеялся над Божественным обетованием, не веря ему. Иаков украл благословение своего отца. Моисей разбил каменные скрижали, символизирующие Божественное присутствие. Давид виновен в прелюбодеянии и убийстве.

Библия повествует о том, что Бог делает для спасения Своего народа не только от их врагов, но и от их грехов. Истинный народ Божий - это те, кто, признавая свою греховность, имеет веру в Божие обетование спасения (Евр.

11). Когда по воле Божией Израиль был подвергнут разорению и пленению, казалось, все надежды рухнули. Видение Иезекииля - пленники, как сухие кости, разбросаны в долине (Иез. 37). Но Господь Своим Духом может воскресить мертвое. Бог обещал сначала сохранить остаток. Уничтожение не должно было быть полным. Пень с корневищем должен быть оставлен, в то время как гордыня Израиля будет срублена и рухнет. Более того: Бог принесет возрождение. Из того, что осталось, произойдет отросток, отрасль, которая будет знамением того, что весь народ будет собран воедино. Это и будет та Отрасль (Ис. 10,33).

У пророков прослеживаются два направления в обетовании: во-первых, Бог должен прийти; во-вторых, Мессия должен прийти как Слуга Божий. Бог придет потому, что ситуация, в которую попал этот народ, настолько безнадежна, что только Бог может спасти его. Он не просто нуждается в защите от врагов, ему нужно новое сердце, обратившееся от непослушания к любви. Бог должен прийти также потому, что Его обетования настолько велики, что только Он может исполнить их. Бог в силах взамен каменных сердец дать плотяные. Он может создать новую тварь. В тот великий день, когда Бог явит свое могущество, скудельные сосуды Иерусалима превратятся в драгоценные храмовые сосуды, самый последний житель этого города будет, как царь Давид. И Сам Царь будет среди них. В славе этих свершений пришествие Божие и пришествие Мессии сольются в одно. Сам Бог наденет шлем спасения и облечется в броню праведности, чтобы избавить Свой народ, к тому же их избавитель - это и есть их Мессия, Который будет как князь среди них (Ис. 59,16.17; 61,1-3; Езд. 34,11.24). Мессия будет носить божественные имена: «Чудный Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9,6). Он - Господь Давида, Сын Человеческий, сидящий одесную Бога в Царстве Отца (Пс. 110,1.2; Дан. 7,13.14; Мал. 3,1; Ис. 40,3.10.11). Иоанн Креститель «гласом вопиющего в пустыне» возвещает пришествие Господа (Ис. 40,3).

Мистической силой Святого Духа дева Мария зачала Сына обетования. Его имя должно быть Иисус, ибо Он Тот, Кто спасет Свой народ от его грехов (Мф. 1,21). Мистический знак рождения от девы - это исполнение древнего пророчества, которое говорит, что Он должен был носить имя «Эммануил», что значит «С нами Бог» (Мф. 1,23; Ис. 7,14). Ангелы возвещают пастухам рождение Того, Кто не только Божий помазанник, но Христос Господь (Лк. 2,11.26).

Ветхий Завет обещает пришествие Божие; Новый Завет объявляет, что Господь пришел. Для Бога недостаточно было воплотиться для спасения Своего народа. Он взял нашу человеческую природу, чтобы сделать для нас то, что мы не в состоянии сделать для себя: нести проклятие греха и получить дар вечной жизни. Иисус пришел не только как Господь, но и как Слуга Господа. Он Тот, через Кого Бог стал одним из нас, чтобы привести нас назад, к Богу. Божие обетование гласило (Лев. 26,12): «я буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом». Бог, Господь завета, объявил Своему народу, что Он его слуга.

Иисус исполнил обе части обетования: Он - Господь и Слуга. Как Господь Он открывает Своему народу Бога; как Слуга Он приводит к Богу Свой народ.

Ветхий Завет, так же как и Новый Завет, показывает, что Христос делает как Слуга Божий. В «Песнях служения» пророка Исаии (Ис.42,1-    9; 49,1-13; 50,4-11; 52,13 - 53,12) Слуга Господа тесно связан с Израилем как слугой Господа, однако ясны и различия. Бог обещает этому Слуге, что Он не только спасет остаток Израиля, но Он будет светом язычникам: «я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис. 49,6). Особенно в Своих страданиях этот Слуга представляет народ Божий, Он понесет на Себе наказание, предназначенное для этого народа: «Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное... на подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет» (Ис. 53,11). На кресте Иисус воззвал словами из 22-го псалма: «Боже мой! Для чего Ты оставил Меня?» Горестный вопль Давида стал Его собственным плачем к Богу, но Давид писал как пророк, и его пророчество исполнилось в его Сыне, страдающем Слуге. Автор Послания к евреям напоминает нам, что другие слова этого псалма также произнес Христос (Евр. 2,12; Пс. 22,23).

От крика о богооставленности до благодарственной хвалы - слова этого псалма принадлежат Иисусу, Который поет Богу хвалу (Мф. 26,30; Пс. 69,9; Ин. 2,17).

Как Слуга Бога, Иисус стоит на месте Своего народа и берет на Себя наказание за его грехи. Гак победоносный Слуга Он вознесен Богом и пребывает одесную Его. Он Царь и одновременно распростертый перед Богом праведник из 24-го псалма: «Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?»

«Как смертный может быть праведным пред Господом?» Этот вопрос был задан еще в ВЗ (Иов 9,2). Народ Божьего обетования рассчитывает на свою праведность, которая избавит его от преследователей (Пс. 31,15; 71,2.24). Поразительно, что они рассчитывают на Его праведность, чтобы избавиться от греха (Пс. 143,1.2; 51,14). Как может Бог явить Свою справедливость, оправдывая неправедность народа Своего? Без сомнения, частично исполняя свои чудные обетования о спасении. Но тогда эти самые обетования должны включать праведность как Божий дар, а не как требование. Эту праведность Бог дарует через Мессию. Пророк Иеремия в стихах 23,5.6; 33,15.16 говорит, что Отрасль праведности, которая вырастет Давиду, будет названа «Господь - наша праведность».

Иисус пришел осуществить всю справедливость (Мф.3,15). Именно Он совершенным образом исполнил закон, «потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10,4).

Таким образом, основная тема всего Ветхого Завета - Иисус Христос. Когда мы читаем в ВЗ, что Бог предпринимает, чтобы спасти Свой народ, мы все время встречаемся с полным исполнением этого плана спасения в Новом Завете. Исход не меньше, чем Пасха, и победы Самсона не меньше, чем победы Давида, показывают нам, что Бог всегда действует через Своего избранника. Они говорят нам о Всемогущем, Который пришел разрушить власть зла на кресте. В основе такого символизма лежит определенный закон. Кровь тельцов и козлов не может снять грех. Это может сделать только кровь Христа. Пророки, священники, цари Ветхого Завета далеки от мысли представить народ Богу, а Бога поставить перед человеком.

Их призвание в том, что они готовят к пониманию того, что единственным посредником между Богом и человеком является Иисус Христос (1 Тим. 2,5). Нет ничего в истории нашего спасения (или суда Божия), что не ведет к Иисусу Христу. «Он - Начаток, Первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1,18). Иисус Христос в ВЗ не просто персонаж нескольких мессианских отрывков текста. Он - Основа, на которой ткется вся ткань, или, лучше сказать, Его владычество - основа, а Его служение - уток; мы видим только готовую ткань; в Нем мы видим Того, о Котором писали Моисей и пророки, Он - Альфа и Омега нашей веры.

 

Новая Женевская учебная Библия, Синодальный перевод, New Geneva Study Bible™ Copyright © 1995 by Foundation for Reformation, стр. 1745-1746

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: