Проблема безошибочности Библии и наследие либерализма

В категориях: Трудные места

Мак-Артур-младший, Джон

Пример либеральной позиции

 

Роберт Брэтчер, бывший ассистент по исследованиям из Американского Библейского Общества, является автором перевода АБО Благая Весть для современного человека, а также пастором Южной баптистской церкви. Выступая перед Комиссией по христианской жизни Южного баптистского собрания, он говорил на тему «Авторитет Библии для сегодняшней церкви». Вот что он в частности, сказал:

«Только в результате добровольного невежества или интеллектуальной недобросовестности можно утверждать, что Библия является безошибочной и непогрешимой. Ни один любящий истину, уважающий Бога и почитающий Христа верующий не пойдет на такую ересь. Облекать Библию качествами непогрешимости и безошибочности — значит творить из нее кумира [вгс], превращать ее в ложного бога.»

Такое мышление — типичное наследие либерализма, который лишил проповедников истинной силы проповеди. Действительно, зачем внимательно относиться к содержанию текста, если он не отражает природу Бога, или же его истинность сомнительна?

Ложные представления

Некоторые сторонники «ограниченной» или «частичной» безошибочности повинны в нескольких ошибках. Во-первых, они не смогли понять то, что в Писании сказано о нем самом. Иными словами как точная научная экзегетика относится к библейской доктрине богодухновенности?

В ответ на это скажем, что нигде в Писании не сказано, что в нем встречаются как истины, так и ошибки, и писатели не делают ни малейшего намека на подобный феномен. Земные авторы Писания единодушны в том, что это Слово Божье; следовательно, оно должно быть истинно.

Во-вторых, ограниченная или частичная безошибочность предполагает, что существует более высокий авторитет для установления достоверности Писания, чем божественное откровение. Считать, что критика может обладать большим авторитетом, чем Писание, является ошибкой по определению (апропо). Это значит, что критика сама претендует на безошибочность.

В-третьих, если безошибочность ограниченна, сторонники этой теории ошибаются, полагая, что какая- либо часть Писания может считаться подлинно передающей божественную истину. Ошибки в Писании должны полностью лишить Библию права называться достоверным источником истины.

В любом случае возникают сомнения. Должны ли люди доверять Писанию или критике? Нельзя сохранить свой торт (истинное Писание) и съесть его (ограниченная безошибочность). Пиннок заметил: «Попытка свести целостное содержание Библии к вопросам "веры" и его исторической достоверности — неблагодарное и глупое занятие».

Если Библия не может дать нам здравого учения о Писании, значит, она вообще не способна предложить нам более или менее достойной доверия доктрины о чем бы то ни было. Если люди, авторы Писания, неправильно понимали мысли Святого Духа, значит, они были плохими пророками и не могли передать Божью истину ни в чем. Если они такие неудачники во всем, проповедник должен потерять к ним всякое доверие и уверенность, что послание истинно и исходит от Бога.

Итоги

Дж. Кэмйбелл Морган, которого называли «царем разъяснителей» двадцатого века, был посланником, которого широко использовал Бог. Тем не менее, в его жизни был период, когда он столкнулся с обсуждаемой нами проблемой. Он заключил, что, если в библейском послании есть ошибки, его нельзя с чистой совестью проповедовать публике.

Вот рассказ о том, как молодой Кэмпбелл Морган убедился в истинности Библии как Слова Божьего.

Три года этот молодой человек, серьезно собиравшийся в будущем стать учителем и наконец проповедником, сражался с мутными водами религиозных противоречий, которые увлекали его на дно. Он читал новые книги, в которых рассматривались такие вопросы, как: «Познаваем ли Бог?», и обнаружил, что авторы решили: «Он непознаваем». Это смутило его и ввело в замешательство. Он больше не был уверен в том, чему его отец учил публично и дома.

Потом появились другие книги, защищающие Библию от нападок. Чем больше он читал, тем труднее казался ответ на вопросы, занимавшие его ум. Человек, никогда не переживавший подобного, не сможет понять, какое смятение духа испытывал молодой Кэмпбелл Морган в тот критический период своей жизни. В последующие годы он испытывал живейшую симпатию к молодым людям из колледжа, которые проходили через подобный опыт, — он сравнил этот опыт с «переходом через пустыню без дорог». Наконец, наступил кризис, когда он признал, что совершенно не уверен в том, что Библия — авторитетное Слово Божье для людей. Он тут же отменил все проповеди. Затем собрал все книги как критикующие, так и защищающие Библию и спрятал в дальний угол буфета. Рассказывая потом об этом моменте — а он часто делал это во время проповедей, — он вспоминал, как запер дверцу на ключ. «Я до сих пор могу вспомнить щелчок замка», — говорил он. Он вышел из дома и отправился в книжный магазин. Он купил себе новую Библию, вернулся домой и сказал себе: «Я больше не уверен, что эта книга именно то, чем считает ее мой отец, — Слово Божье. Но я уверен в одном. Если это Слово Божье и я стану читать его без предубеждения, с ясным умом, оно само убедит мою душу». «Библия настигла меня, — говорил он, — я начал читать и изучать ее тогда, и до сих пор я ее изучаю».

Через два года Кэмпбелл Морган вышел из этого кризиса веры, полностью убежденный в том, что Библия, в каждом деянии и истине, является именно Словом Бога живого. Снова процитируем его рассказ об этом событии: «Этот опыт наконец вернул меня к проповеди и служению. Скоро я почувствовал себя достаточно подкованным, чтобы начать проповедовать, и с того момента продолжаю это делать».

Когда этот кризис остался позади, и он проникся новой уверенностью, пришла полная убежденность. Эта Книга заслуживала того, чтобы ее изучали не просто ради личного удовольствия от глубокого проникновения в сердце, разум и волю Бога, но и для того, чтобы истины, обнаруженные в результате исследования Писания, стали известны людям, стремящимся к свету и погибающим во тьме без ясного знания Воли Его.

Давайте доставим Богу радость — пусть возрастет племя людей, называемых проповедниками. Убежденные в безошибочности Библии, они будут стремиться к тому, чтобы понять и провозгласить ее послание, выполнить поручение Бога и доставить истину Его стаду.

 

Мак-Артур-младший, Джон. Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: