Тайна небесного Иерусалима

В категориях: Спаси и сохрани


Б. Я. Шмидт

 

Со времени прихода в этот мир Сына Божьего — Иисуса Христа — многое из того, что долгое время оставалось тайной, сокрытой от веков и родов, стало открытым. Это — рождение Церкви Христовой на земле и приобщение к вере язычников, ко спасению которых "относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной... благодати..." (1 Пет. 1, 10).

Но есть тайны, которые ныне хотя и в действии, завершение их — в будущем. Есть и те, которые станут понятны только в Небесном Царстве. Например: Тайна небесного Иерусалима. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Откр. 21, 2

И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Откр. 21, 5—6

Вот еще одна удивительная тайна: Иоанн увидел неповторимый по красоте и величию город, "сходящий от Бога с неба". Вникнув в его описание, мы найдем, что он дивен и прекрасен потому, что художник и строитель его — Сам Бог. "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2, 9). Сам Христос сказал: "Я иду приготовить место вам" (Иоан. 14, 2).

С другой стороны, этот величественный город хранит в себе множество тайн и символов, так что человеческий разум не в состоянии их понять как должно. Разумение этих тайн лежит за пределами ограниченного человеческого разума, и, чтобы понять их хотя отчасти, на помощь приходит вера.

Итак, первое, что мы узнаем о святом небесном жилище, — это город. Мы имеем представление о земных городах и их жителях. Но Небесный Иерусалим не похож на земные города с их теснотой, неустройством, загрязнением. Улицы этого города — чистое золото, как прозрачное стекло — Откр. 21, 21.

Мы знаем историю земного Иерусалима, главного города Израильского царства. Он был духовным центром еврейского народа. В нем стояли престолы царей, начиная от завоевавшего этот город Давида, и кончая последним царем, которого Навуходоносор увел в плен. После такого поражения Израиль полностью утратил самостоятельность.

В Иерусалиме царь Соломон построил первый храм, разрушенный и сожженный впоследствии Навуходоносором. Но после Вавилонского плена Зоровавель построил на прежнем месте второй храм, который Ирод Идумеянин расширил и украсил. В этот храм и вошел Господь наш Иисус Христос. Он стал славнее первого, как говорит пророк Аггей (2, 9).

В течение многих веков в Иерусалиме лилась кровь невинных жертвенных животных за грехи народа Израильского. В нем жили самые сведущие в законе люди: книжники и фарисеи. Каждый день в знак благодарения на золотом жертвеннике возносился фимиам Богу. В общем город был местом, на котором наречено было имя Господне, местом, среди которого должен был обитать Господь.

Но по причине отступления народа от Бога город стал местом, в котором пролилась кровь многих пророков Господних, неузнанного Мессии и Его последователей. Он стал преступным городом. Бог оставил его и много раз предавал в руки врагов для наказания.

В этом городе Христос предстал как Царь Израильский, но люди предпочли кесаря.

Христос явился Своему народу как Агнец Божий, желающий взять на Себя их грехи, но они отказались от Него и пренебрегли Им.

Этот город слышал свидетельство Самого Христа, что Он посланный на землю Божий Сын. Книжники, фарисеи и священники расценили это как богохульство.

На холме, за стеной Иерусалима, был распят Христос, и через это преступность Израиля достигла наивысшего предела. Город отказался от Своего Спасителя.

Итак, с Иерусалимом связана судьба и история ветхозаветного народа Божьего. Ханаан — родина Израиля — немыслим без Иерусалима. В древности евреи стремились жить и умереть на своей родине, чтобы "приложиться к отцам своим".

Небесный Иерусалим — тоже родина, но не для земного народа Божьего, а для небесного — для Церкви Иисуса Христа.

В Откровении Иоанн видел святой Иерусалим, "сходящий с неба". Он не говорит, что город сошел с неба на землю. Нет. Он как бы оставался между небом и землей.

Иоанн отчетливо видел город и описал его красоту. Вот первое сравнение: "приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего". В нем полное совершенство, красота, святость, чистота и законченность. "Он имеет славу Божию..." (Откр. 21, 11), потому что в нем обитает Сам Бог. Эта слава и в Отце и в Сыне: "И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира" (Иоан. 17, 5). "...Да видят славу Мою, которую Ты дал Мне..." (Иоан. 17, 24).

"Город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец" (Откр. 21, 23).

Город имеет стену (Откр. 21, 12). Земной Иерусалим тоже был окружен стенами, и это делалось для защиты от врагов. Там же врагов уже не будет. Стало быть, стены имеют символическое, скрытое пока значение.

В Небесный Иерусалим можно войти только воротами: "Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами" (Откр. 22, 14). "...На воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых" (Откр. 21, 12). Имена двенадцати Апостолов Агнца написаны на стене города, имеющей двенадцать оснований (Откр. 21, 14). А Апостол Павел, говоря в послании Ефесянам об устройстве Церкви и о ее основании, писал: "Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем..." (Еф. 2, 19—20). Итак, вход в город возможен только через ворота. Перелезть инде невозможно.

"Храма же я не видел в нем, — свидетельствует Иоанн, — ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец" (Откр. 21, 22). Это удивительное откровение! На небе и сейчас есть храм. Там есть святилище, есть жертвенник. Священнодействователем этой небесной скинии, которую воздвиг Господь, а не человек, является Сам Христос — Евр. 8, 1—7. Церковь, будущая обитательница этого города, находясь на земле, не может и одной минуты обойтись без такого Первосвященника и Священнодействователя, Который бы постоянно ни предстоял за нее перед Богом. Проходя земной путь в скорбях, в борьбе, в унижении, она нуждается в Ходатае.

В новом Иерусалиме эта необходимость отпадает, потому что Церковь будет наслаждаться явным, видимым присутствием Бога и Агнца.

Размеры города тоже удивляют. Мы привыкли говорить о земных городах в двух измерениях. Небесный Иерусалим "расположен четвероугольником... длина и широта и высота его равны" (Откр. 21, 16). Небесные понятия о пространстве и времени совершенно отличны от земных.

В городе течет чистая река "воды жизни", светлая, как кристалл, которая исходит прямо от престола Бога и Агнца. По обеим сторонам реки — "древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды" (Откр. 22, 2).

Если мы обратимся к книге Бытие, к описанию Едемского рая на земле, то обнаружим, что и там протекала река для орошения рая, и стояло, произращенное Богом, древо жизни посреди него — Быт. 2, 8—10. Два символа: река и дерево, означающие жизнь,— присущи как земному раю, так и новому Иерусалиму в небесах.

"...Престол Бога и Агнца будет в нем..." (Откр. 22, 3). Престол — знак владычества. Он останется вовеки, ибо от него будет исходить управление всем мирозданием — новым небом и новой землей.

Церковь воссядет на этом престоле. "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцом Моим на престоле Его" (Откр. 3, 21).

Войдут в город побеждающие и омытые Кровью Агнца. "Побеждающего сделаю столпом... и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое" (Откр.3,    12). "...Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия" (Откр. 2, 7).

Право войти в город воротами спасенные обретают исключительно во Христе. Кто здесь на земле был со Христом, тот и там будет с Ним.

Новый город Иерусалим — это еще и скиния: "...Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их..." (Откр. 21, 3). Сказано: "...Бог Вседержитель — храм его, и Агнец".

Скиния, построенная Моисеем у подножия горы Синай, имела прямое назначение: "И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их" (Исх. 25, 8). В скинии Бог открывался Своему рабу Моисею. Народ Израильский нес ее через пустыню, и значит на протяжении всего странствования Бог был посреди Своего народа и руководил им.

То же можно сказать и о храме, построенном царем Соломоном. Как только были закончены работы,— храм наполнился славой Божьей. В нем Бог открывался пророкам, первосвященникам, царям, и только отступление Израиля привело к тому, что Бог оставил храм и, таким образом, покинул Свой народ.

Когда исполнилось время, "небесная скиния" стала плотью: "И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца" (Иоан. 1, 14). Христос отождествил Свое тело с храмом: "...Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его... А Он говорил о храме Тела Своего" (Иоан. 2: 19, 21). Иудеи разрушили храм Тела Его, а Он на третий день воскрес и восстановил Его (Иоан. 2, 22). Христос, как "Первосвященник будущих благ, пришед с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть, не такового устроения... однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление" (Евр. 9, 11—12).

О городе Иерусалиме сказано: "Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними..." Но если обитание Бога среди Своего народа в скинии и через воплощение Иисуса Христа было временным, то в новом Иерусалиме Бог во веки веков будет обитать среди Своих искупленных. Слава Ему!

Небесный город имеет еще одно символическое значение. Когда Ангел сказал Иоанну: "Пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца", то вознес его в духе на великую и высокую гору и показал ему — не людей, нет! — а город — небесный Иерусалим. Это ли не тайна? Мы говорили о том, что Церковь сравнивается с невестой, здесь же город Иерусалим называется невестой (Откр. 21, 2). Невеста, украшенная для мужа своего! Сам Христос приготовил и украсил ее. Он облек ее в виссон светлый и чистый.

Небесный Иерусалим является символом всех спасенных Кровью Иисуса Христа. Глядя на прекрасный, чистый, святой и дивный, небесного происхождения город Иерусалим, мы видим в его образе чудную, прекрасную, святую и беспорочную Церковь Иисуса Христа. "...Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющую пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф. 5, 25—27).

Апостол Павел открывает еще одну тайну Небесного Иерусалима. Сравнивая два города, земной и небесный, он говорит: "Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам" (Гал. 4, 25—26).

В небесный Иерусалим входят дети обетования по Исааку, рожденному от свободной. Обетование же относилось ко Христу. "Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной" (Гал. 4, 31; 3, 16).

Тайна Церкви закончится в вечности в новом Иерусалиме. Когда Сидящий на престоле произнес: "Се, творю все новое", прозвучало Его слово: "совершилось!" (Откр. 21, 5—6).

План Божьего спасения получил завершение. Новый Иерусалим является конечной целью всех искупленных Христом. Что Бог обещал, то исполнил. Христос начал осуществлять план спасения Своего народа, когда сошел на землю, Он и завершил его.

"Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века" (Д. Ап. 3, 19—21).

Небесный Иерусалим! Когда мы размышляем о нем, сердце наполняется несказанной радостью, потому что там, на небесах, душа найдет полный покой. "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло" (Откр. 21, 4). Искушение, грех, борьба, смерть пройдут навсегда! Жители вечного города уже не будут испытывать никакой утраты, которая вызвала бы слезы, причинила боль и страдание сердцу. Нет! Прежнее уйдет безвозвратно. Спасенной душе откроется счастливая, ничем не омраченная, нескончаемая вечность. Постоянное присутствие Христа — Жениха будет радостью и наслаждением для прославленной Церкви — Невесты.

Вечный брачный союз Христа и Церкви Его — это завершение Божьего плана спасения. Бог приведет его в исполнение, и никакие адские силы не смогут Ему помешать.

Там, в небесах, Церковь склонит голову на груди Господа Иисуса и навеки успокоится от земной борьбы и козней сатаны. Пройдя на земле путь уничижения, она вознесется к престолу Агнца и вместе с Ним будет управлять Вселенной, потому что она "есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1, 23).

Дорогой друг!

Имеешь ли ты надежду проводить вечность в этом прекрасном городе? Если нет, тогда не медли, приди ко Христу, примирись с Богом. Он ожидает тебя давно, Он жаждет спасти тебя. Не пренебрегай Его любовью.

 

Вестник истины, 2, 1988

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: