Тяжелые сети эгоизма и радость самоотречения

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме


Штайньергер

 

Он «уничижил Себя» (Фил. 2, 7). Первостепенное значение в нашей жизни имеет отречение от самого себя, как говорит Апостол Павел: «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили...» (2 Кор. 5, 15). Только тогда мы поймем значение креста и испытаем силу его, когда вместе с Апостолом скажем: «Никто из нас не живет для себя...» (Рим. 14, 7). Одна из причин, приведшая наших прародителей к падению, состояла в том, что они стали центром внимания сами для себя. Кто чрезмерно озабочен своим авторитетом и сосредотачивает внимание других на себе, тот непременно испытает то, что пережили прародители: разделение и вражду с Богом, падение и смерть.

Во всех эгоистических проявлениях действует сила сатаны, горит открытое пламя ада. Плоть — это глубоко укорененный эгоизм. Самолюбивый человек желает все получить для себя, стремится всегда и везде быть в центре внимания, и где ему это не удается — отступает, чувствуя себя глубоко обиженным.

Священное Писание указывает на шесть основных проявлений плотского «я»: самоуверенность, нетерпение, себялюбие, своеволие, самоугождение, самовосхваление.

Самоуверенность

Доверие Богу — необходимость. Но это еще не все. Нужно, чтобы Бог нам доверял. Тем, кто хотел только смотреть и получать, Христос не мог доверять. Удивляться чудесам — не значит верить.

Каким же людям может доверять Иисус? — Тем, которые больше уже не доверяют себе, следуют за Ним, неся крест, и ищут не даров и благословений Самого Христа. Из всех учеников только Иоанн следовал за Иисусом до самого креста, и ему умирающий Учитель доверил Свою мать — самое дорогое, что у Него было на земле.

Многие до тех пор не смогут увидеть насколько глубоко укоренилась в них самонадеянность, пока в их жизни не разрушится то, на что они опирались.

Почему Бог повел Израильтян через пустыню? — Чтобы научить их смотреть на небо и ожидать помощи свыше. В стране Гесем они получали все необходимое от земли. В пустыне, где под ногами только песок, Израильтяне должны были сказать: если придет помощь, то только свыше! И это было так: с неба пришел хлеб, с неба пришла и вода (Моисей ударил в скалу и потекла вода).

Так Бог лишает нас всякой опоры, чтобы мы научились доверять только Ему Одному. В трудностях мы взываем: «Боже, помоги!» Но Бог отвечает не сразу Он как будто не хочет нас слушать. Ты вопиешь о помощи еще громче, а Бог все молчит. «Действительно ли Он милосердный?» — думаешь ты. Да, именно потому, что Он милосерд, Он медлит тебе помочь. Если Он поможет тебе раньше, ты не освободишься от самоуверенности, не научишься подвизаться добрым подвигом веры, который принимает победу, одержанную Господом, и не научишься говорить: «Иисус Один!», но останешься при своем неверном суждении: «Иисус и я».

Самоуверенный Петр избавился от запинающего греха не иначе, как через падение. Смирившись, он позволил опоясать себя и вести туда, куда не хотел, но куда ласковой, сильной и верной рукой вел его Учитель.

Савл, слепой и беспомощный, лежал на дороге в Дамаск. Бог лишил его всякой человеческой опоры, и только тогда он мог сказать: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

Нетерпение

Для плотской природы нет ничего тяжелей, как молчать и ждать. Действовать нам кажется совершенно необходимо, хотя именно этим мы нередко навлекаем на себя еще большие трудности. «Господи, не ударить ли нам мечом? Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба?» — говорим мы вместе с нетерпеливым Петром и другими учениками. Падение Саула началось с того, что он не дождался прихода Самуила.. Не дотерпел всего несколько часов. Бог утвердил бы его царство навеки.

Даже Авраам, который, как никто иной, научился ожидать исполнения обетования, впал в ту же ошибку, послушав Сарру и войдя к служанке, чтобы через нее получить обещанного наследника. Авраам взял руководство своей жизнью из рук Божьих и думал, что этим сократит время ожиданий и поможет Богу Никто не сомневается, что мы хуже Авраама: мы более нетерпеливы и чаще помогаем сами себе, огорчая этим Бога и навлекая на себя много беды.

В 36м Псалме говорится о трех видах услышанных молитв:

1.    «Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего».

2.    «Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит».

3.    «Покорись Господу и надейся на Него».

Есть вещи, которые мы желаем иметь сегодня, а Бог дает их завтра; есть обстоятельства, в которых мы доверяем Богу и видим, как Он могущественно действует; но есть вопросы, в решении которых нужно усмирить душу и сказать: «Покорись и надейся на Него». И это самое тяжелое.

Нетерпеливые всегда избегают трудностей. Крест свой мы стараемся отпилить и обтесать, чтобы он стал легче и удобней. Иисус так не делал, Он нес Свой крест. По кресту Христос узнает и Своих последователей. Если ты отпиливаешь от своего креста кусочек за кусочком, то со временем ничего не останется от него. Но учти, также ничего тебе не останется и от Спасителя.

Ты говоришь: «Этот человек должен покинуть наш дом, он портит нам жизнь». Что это, как не укорачивание креста?

Ты обижаешься, что тебя не понимают. Что это, как не укорачивание креста?

Не вырывайся из грубых рук. И грубые руки Бог использует, чтобы сделать нас совершенными и прекрасными.

Несмотря на то, что Иудеи хотели побить Иисуса камнями, Он снова шел к ним. Ученики однажды удивились: «Ты опять идешь туда?..» На это Он ответил: «Кто ходит днем, тот не спотыкается...» (Иоан. 11, 8—9).

«Воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову»; «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис. 50, 6). Христос имел власть помочь Самому Себе, но никогда не сделал этого.

Себялюбие

Себялюбие — противоположность самоотречению. Себялюбец — это вор: он похищает то, что принадлежит Богу и ближнему. Себялюбие пагубно не только для среды мирских людей, но и для собрания благочестивых, для домов праведников и для сердец тех, которые хотят следовать за самоотреченным Иисусом. Если ты хочешь выглядеть благочестивей других, красивей других молиться, иметь превосходство над другими — это себялюбие.

Если ты желаешь вызвать сочувствие людей к себе, если постоянно обижаешься, если ожидаешь благодарности от других — это себялюбие. Явным признаком себялюбия является также жалоба на других.

Многие беды в народе Божьем происходят из-за этого мрачного деспота — себялюбия. Много зла не совершилось бы на земле, если бы себялюбие было свергнуто со своего трона. Как много сил, дарований и благодати поглощается себялюбием! Как много полезного труда не совершается по вине себялюбия! Сколько душ погибло и сколько пробужденных опять уснуло из-за себялюбия!

Девиз себялюбия: все должно принадлежать только мне, иначе оно не имеет никакой ценности. Но когда в нас пробуждается любовь, тогда умирает себялюбие, тогда в нас не может царить уже закон плоти, но закон Духа и тогда на знамени нашей веры высвечиваются слова: «Я могу жить лишь для Тебя, Господи».

Знаете ли вы, в чем тайна праведной жизни Авраама? — Она сокрыта в трех словах: «Ничего для себя» (Быт. 14, 23). Велика была его вера, но еще больше — отречение себя, а это и есть истинная любовь, потому что в любви все обращено не на «я», а на Господа. Пусть это станет девизом нашей жизни.

Своеволие

Лучшее, что мы можем сделать — это отдать Богу нашу волю. Это наибольшая жертва. Пока мы упорствуем и не подчиняем Господу свою волю, Он не благоволит ко всем другим нашим жертвам. «Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот иду... исполнить волю Твою, Боже» (Евр. 10, 6—7). Не жертв желает от нас Бог, а нашей воли. Доказательством того, что Апостол Павел покорил Богу свою волю, служит его вопрос: «Господи, что повелишь мне делать?» Истинное обращение состоит в том, что человек раз и навсегда отказывается от собственной воли и во всем покоряется воле Божьей, исполняя ее всю.

Сколько своеволия можно наблюдать в молитвах! Составляют планы, полагают их пред Богом и говорят: «Господи, я хотел бы исполнить это, подпиши». Нет, позвольте Богу составлять для вас планы и позвольте Духу Святому вести вас, как угодно Ему.

Нагорная проповедь повествует о подлинном очищении, включающем и очищение от неверных молитв. Там же дается образец истинной молитвы: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мтф. 6, 10).

Апостол Иаков говорит не «если позволит Господь», а «если Господу угодно». Это большая разница. Просто покориться воле Божьей и выполнять ее с радостью — не одно и то же. Агнец учит нас творить волю Божью с радостью. Бог для того и наделил нас свободной волей, чтобы мы доброхотно пожелали исполнять, волю Его во всем.

Гефсимания — самая глубокая по внутреннему борению и самая высокая по внутренней победе точка в жизни Христа. Там Он сказал: «От че!.. не Моя воля, но Твоя да будет». Христос оставил радость и избрал крест, потому что так было благоугодно Отцу Христос всегда говорил: «Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение». Другими словами: это нравится Мне потому, что оно угодно Тебе. У Христа не возникло ни одной мысли, ни одного желания, которые бы полностью не соответствовали воле Отца. Воля Отца для Христа была «игом», и это иго было благо, ибо доставляло радость Христу, Он имел совершенный мир и покой. И теперь

Христос приглашает нас взять на себя Его иго, чтобы обрести покой душам нашим.

Израиль не оставил своеволия в Египте и потому не мог войти в покой Божий (Евр. 3, 11). Желать того, чего не хочет Бог, значит приносить внутреннему человеку неустройство, тревогу и страдание, значит отделяться от Бога. Собственная воля — это не что-то безобидное и незначительное. Это — тиран. Из своеволия исходит упрямство, а из упрямства — безумие. Упрямство приводит к лишению здравого рассудка. Своевольный нарушает покой не только в семье или в обществе, но и в собственном сердце.

Бог смотрит на своеволие весьма строго: «...Непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» (1 Цар 15, 23). Саул не отличил своей воли от воли Божьей и сказал: «...Я исполнил слово Господа» (1 Цар 15, 13), поэтому и был отвергнут. Своеволие лишило его царства.

Самоугождение

«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать... Ибо и Христос не Себе угождал...» (Рим. 15: 1, 3).

Само угождение имеет корни в собственной силе и умении. Петр оставил сети и сказал: «Мы оставили все!» Но себя самого, и в первую очередь собственную силу, он не оставил. Только после своего падения он осознал это.

Некто сказал: «При нашем обращении нам наконец стало стыдно за свою праведность. Рано или поздно мы постыдимся и своей силы, на которую надеемся, и прибегнем к силе Христовой, чтобы она пребывала в нас». О, если бы работники на ниве Божьей поняли, что их собственная сила является наибольшим препятствием для плодотворного служения!

Божья сила совершается в нашей немощи (2 Кор. 12, 9). Тех, кого Бог хочет употребить, Он прежде всего приводит к сознанию своей немощи. Совершеннейших из Своих слуг Бог вводил в полную немощь.

Иисус был свободен от самоугож дения. Лучше всего это можно увидеть, сопоставив места Писания: Евр. 1, 13 и Ис. 53, 3. «Сияние славы Бо жией» и «презренный всеми». Сила, данная Богом Своему Сыну, как раз и состояла в том, что Он мог стать презренным всеми и отдать жизнь Свою ради искупления мира (Иоан. 10, 17—18). «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими...» (Иоан.

1,    12). Что это за власть? — Власть полагать свою жизнь. Является ли это властью? — Да, это власть Агнца! И только она одержала победу.

Когда мы просим:    «Господи, укрепи меня!», Дух Святой должен перевести нашу молитву Отцу Небесному так: «Господи, сокруши меня» (Рим. 8, 26—27). Ты слаб, потому что сильно твое «я». Будет оно сокрушено — придет сила.

Самоугождение всегда исходит из чувства собственного превосходства. Человек, сознающий свое бессилие, не будет заниматься самоугождением. Почему ты судишь брата, почему жалуешься на него? Почему ты ленишься и стыдишься низкой работы? — Потому что тебе составляет удовольствие угождать только самому себе. Почему ты постоянно говоришь о себе? — Ты доволен собой!

У преступника каждое слово нужно выпытывать. А разве мы не помилованные преступники? Но ты не сознаешь себя преступником пред Богом и поэтому много говоришь о своих несуществующих достоинствах. О многом можно говорить безопасно, но не о себе. Иисус говорит о дьяволе: «Когда говорит он ложь, говорит свое». Когда мы говорим о себе, всегда есть опасность солгать. Иосиф в доме отца и среди братьев был доволен собой, но попал в темницу, где Бог переплавил и очистил его от всякого самоугождения и самодовольства.

Самовосхваление

«Я не ищу Моей славы», — говорит Иисус. Самсон данную ему Богом силу употребил для себя, а не для Бога. На удивление всем он взял ворота Газы и отнес их на гору, вместо того чтобы освободить Израиля.

Не повинны ли и мы в этом? Как часто мы украшали и возвышали себя тем, что принадлежит Богу и должно быть положено во святилище! Будем честны. Не использовали ли мы свое красноречие, чтобы прославить себя? Почему это происходило? Потому что мы еще не познали, что такое слава.

Божья слава всегда сокровенна. Бог сокрыл Сына Своего в образе раба. Манна была сокрыта росой. «Вся слава дщери Царя внутри...» (Пс. 44, 14).

Человеческая слава всегда снаружи. Петр любил сравнивать себя с другими. Он говорил: «Мы оставили все», «сколько раз я должен прощать брату моему?» Но после пережитого крушения, когда Иисус спрашивал у озера: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?»,— Петр не стал сравнивать себя с другими и рад был сказать своему Учителю: «Ты знаешь...». «Всякая плоть — трава...» (Ис. 40, 6—7). Все плотские проявления засохли в нем, ибо на него повеяло дыхание Иеговы.

Бог только тогда изольет на нас благословения Духа Святого, когда сокрушит в нас не только грубую, но и «благовидную» плоть, когда мы почувствуем отвращение к самим себе (Иез. 36, 31). Не тогда, когда мы восхваляем себя, Бог пользуется нами, а когда мы чувствуем отвращение к самим себе.

 

Вестник истины, 2, 1988

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: