Апостол Павел о грехах человека и методах борьбы с ними

В категориях: Движение все – но цель еще лучше

Г. Г.Рехвальд

Герхард Германович Рехвальд (магистр богословия, НББС) - декан заочной программы НББС Послание к Римлянам

 

В послание к Римлянам 16:17 Павел увещевает: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них». Павел называет два вида поведения (разделения и соблазны), от которых церковь должна очиститься. Оба слова стоят с артиклем, а это значит, что это хорошо известно в Риме. Слово «производить» указывает на то, что они являются последствиями учения, которое противоречит апостольскому учению. Стих 18 дает дальнейшее определение этих людей. Они - корыстны и ищут только своей выгоды («служат... своему чреву»). Более того, они не только себе вредят, но и обольщают других. Средством обольщения является их способность к общению. Оба слова - «ласкательство» и «красноречие» (хр^отоХо^а, еиХо^а) - относятся к речи.

Слово «разделение» (5lхоотaо^a) упоминается еще в послании к Галатам 5:20, как дело плоти. Слово «соблазн» (oKavSaXov) упоминается четыре раза в послание к Римлянам. В 13-м стихе 14-й главы оно используется в значении «преткновение, повод к преткновению».

Из приведенного текста невозможно однозначно определить, что именно произошло в общине в Риме. Но из данного отрывка можно сделать другие выводы. Источником проблемы являются корыстные люди, которые больше не служат Христу. Они привлекают к себе других посредством общения и разговоров. Вместо единства они стремятся к противостоянию мнений.

Послание к Галатам

В послании к Галатам 5:19-21 представлен другой список грехов. Перечисленные согрешения этого списка Павел суммирует в 6:1. Соответственным ответом на такие согрешения должно быть исправление. Это обращает наше внимание на два важных вывода. Во-первых, перечисленные грехи относятся к верующему, потому что только такового возможно исправить в церковной среде. Во-вторых, и это главная цель - исправление, т.е. очищение от греховного поведения. Дело плоти, как оно описано в 5:19-21, не должно присутствовать в среде верующих. Как только обнаруживается подобное дело, немедленно должны предприниматься действия для удаления неестественного положения, в котором оказался Христианин (обратите внимание, как Павел подчеркивает требование в 5:24-26).

Приведенный список грехов охватывает широкий спектр греховного поведения, который можно поделить на пять групп. Первая группа состоит из понятий безнравственности. От супружеской неверности и всякого вида незаконных половых отношений до всеобщей аморальности, которая в конечном итоге вновь ведет к первому. Итогом этой группы стоит слово «непотребство» (асеХуеш), которое обозначает потерю нравственной рассудительности. Не случайно в начале списка следующей группы стоит «идолослужение», отправление культа которого нередко связанно с безнравственными мероприятиями. Вместе с «волшебством» эти два греха объединяют ложное учение и поклонение. Третья группа - грехи во взаимоотношениях. «Вражда, ссоры, зависть, гнев» - это все выражение личной антипатии и враждебности. Зависть и гнев - это внутренние эмоции, вражда и ссоры - их последствия.

Следующая группа говорит о разделениях и столкновениях в церкви. Распри (epi0eiai) подразумевают соперничество или проявление корысти, как повод к несогласию. Разногласия, соблазны и ереси - всё это связано с лжеучением, которое разрушает единство в церкви. Ненависть - сильнейший разрушитель взаимоотношений. И, наконец, последняя группа состоит из трех типов поведения, которые описывают расстройство и потерю самоконтроля.

Заключительным элементом полного списка является выражение: «и тому подобное». Это указывает на то, что данный список «дел плоти» не является исчерпывающим. То, что данный список носит характер образца или примера, подтверждается вступительным местоимением «axiva (ecxiv)» («они суть», 5:19). Это неопределенное местоимение несет качественное значение в смысле «который, по сути» (Уоллас, 368). А в 6:1 Павел использует неопределенное местоимение «Tivi» («какой-либо»). Он ссылается не на какой- то конкретный грех, а на список в общем, как качественное очертание всех грехов.

Таким образом, объединяющей чертой всех грехов является то, что верующие больше не живут под руководством Святого Духа, а контролируются антибожественными силами (корысти, лжеучений, похоти и т.п.). Они потеряли свою духовность и нуждаются в духовном брате (6:1) для исправления.

Послание к Титу

Павел повелевает своему сотруднику Титу предпринять меру церковной дисциплины в Крите. «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (3:10-11).

Упоминание двойного вразумления соответствует общей цели церковной дисциплины, как она представлена и в других местах Писания (например, Гал. 6:1). Если действие увещевания не находит соответственного отклика, и человек не оставляет своего греха, всякое общение с ним должно прекратиться.

Павел использует выражение «aipsTiKov av0pranov» (рас-кольнический человек). Прилагательное aipsTiKov связанно с глаголом aipeT^ra, который означает «выбирать». Слово ис-пользуется в значение «выбрать или принимать какое-либо мнение», часто с отрицательным значением. Это слово является корнем русского слова «ересь». Хотя на основании этого текста трудно сделать вывод, что на Крите уже образовалась какая-нибудь ересь в смысле определенного учения.

Ударение в данном отрывке более делается на выборе че-ловека. Павел здесь предупреждает не столько о поклоннике какого-то учения, сколько о человеке, который принял неверное решение. Причем выбирается решение, которое не соответствует апостольскому учению. По этой причине его необходимо вразумлять. И поскольку неверное решение принято человеком лично, этот человек сам себя осудил («са- моосужден», стих 11). Но человек, который самостоятельно и эгоцентрично, т.е. вне общения и вопреки единству церкви, склонился к неверному мнению, становится источником и поводом для разделения в общине.

 

БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: