Безумная гонка: одни навязывают социальные стандарты внешнего облика, другие пытаются их усвоить

В категориях: Политика, экономика, технология


В погоне за недоступными представлениями о своей внешности.

В.А. ЛАБУНСКАЯ доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии

 

В рамках так называемого «визуального поворота» к внешнему имиджу современного человека на первое место выдвигается вопрос о влиянии процесса визуализации реальности на развитие общества и личности, на формирование новых способов познания, средств и форм социального взаимодействия. В качестве визуальных репрезентаций рассматриваются фото- и кинодокументы, иллюстрированные журналы, и не только для того, чтобы проникнуть в «глубинные стереотипы советской эпохи» [9; 13], но и для того, чтобы проанализировать складывающиеся представления о внешнем облике человека, о его ценности в современном обществе.

Сегодня повсеместно осознана необходимость изучения визуальной культуры, чтобы лучше понять особенности «общества спектакля», а также для того, чтобы выявить «аудиовизуальные технологии симуляции». Данный вопрос представляет особый интерес для социальной психологии, включающей в поле своих научных интересов внешний облик и как культурный феномен, и как социально-психологическое динамическое, изменяющееся явление, и как социальный конструкт, и как феномен обыденной, повседневной жизни. С точки зрения М. Ямпольского, внешний облик современного человека (тело) все чаще выступает «имитацией некого идеального тела — отсюда женский грим, имитирующий естественность, культ загара и спортивной комплекции, призванных имитировать здоровье и молодость. Гигантской сферой симуляторов становится реклама и кинематограф».

На «бедствиях и трудностях» людей, имеющих дефекты внешнего облика, наживаются целые отрасли экономики. Но даже незначительные изменения внешнего облика могут стать источником тяжелейших стрессов у многих людей. Данный феномен объясняется, как правило, тем, что внешность человека играет особую роль в процессах социального взаимодействия, а также влиянием современной рекламы на выстраивание идеального образа внешности. Очень часто реклама пропагандирует не только «идеальные образцы внешности», но и отношение к внешнему облику, не соответствующему им.

Как правило, с помощью визуальных образов определяются взаимосвязи между внешним обликом и стратификационными, гендерно-возрастными характеристиками человека. Обладатель внешности-эталона наделяется социально привлекательными чертами, что способствует росту числа людей, стремящихся изменить свой внешний облик. В современном обществе визуальные средства информации в определенной мере ответственны за появление такого большого числа людей, испытывающих чувство неловкости, порожденное их внешним обликом.

В мире визуальной культуры «позицию Другого», «чужого взгляда», влияющего на формирование оценок внешнего облика, могут выполнять различные средства массовой информации. Они формируют типы внешнего облика, можно сказать, «видимого человека», а вместе с ними задают параметры образа жизни, соответствующие отношения, состояния, представления, как должны «выглядеть феминность и маскулинность», какой должен быть внешний облик у людей, принадлежащих к различным возрастным и иным группам. Усиление роли внешнего облика в передаче принадлежности человека к определенной социальной группе вновь ставит проблему определения параметров внешнего облика, на основе которых осуществляются идентификации личности и группы и создаются типологии внешнего облика наших современников.

Проблема «маскулинизации взгляда», зависимость идентификации и само идентификации от «правил чужой игры» постоянно обсуждаются в рамках визуальных исследований. В них также акцентируется внимание на проблеме переживания «бытия под взглядом». Человек, находясь в поле визуальных практик, научается пребывать под взглядом, усваивает предлагаемые «визуальные коды», формирующие и взгляд самого человека, и окружающий его мир, и его жизнь.

Особенно преуспели в этом деле так называемые гендерно-ориентированные иллюстрированные журналы. Репрезентируя образы мужественности и/или женственности, они становятся создателями «нового взгляда» или «нового образа» современных мужчины и женщины. Одной из задач этих изданий является формирование идентификационной системы. Но аудитория иллюстрированных журналов не однородна, поэтому в зависимости от направленности издания в них представлены различные визуальные конструкты и вербальные описания внешнего облика «настоящего мужчины» и «настоящей женщины». В так называемых «гламурных журналах» формируется новый социальный стандарт внешнего облика —    естественная неестественность.

Таким образом, социальная психология внешнего облика обращается к изучению визуальных репрезентаций не столько потому, что появились новые течения в гуманитарных науках, сколько потому, что изучаемая ею реальность репрезентируется все чаще и все больше с помощью визуальных средств. Многие эффекты познания внешнего облика человека становятся свидетельствами вариативности репрезентаций, например, гендера, возраста, статуса в соответствии с культурно-историческим кон текстом. Исходя из вышесказанного, у социальной психологии, акцентирую щей внимание на внешнем облике чело века, на его визуальных репрезентациях, появляется возможность создать «визуальную социально-психологическую историю» не только общества, группы, но и конкретной личности.

 

Социальная психология и общество. Social psychology and society. Международное научное издание №1/2010

Мир в Боге.ру


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: