Богом данные черты взаимоотношений между мужчиной и женщиной

В категориях: Созидая свой внутренний мир


Ап Фервайен

Какими были взаимоотношения между мужчиной и женщиной в самом начале, во время сотворения мира?

Пожалуй, самая важная их черта описана в Быт. 2:24: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». Этот стих цитируется Павлом в Еф. Еф. 5:31 и является одним из основных библейских отрывков относительно брака.

Здесь нам дана последовательность:

■    «Оставить отца и мать». Для того, чтобы начать взаимоотношения с супругом и жить вместе, необходимы зрелость и самостоятельность. «Оставить» - вовсе не значит разорвать отношения с родителями; это также не значит, что дети перестают почитать своих родителей, как написано в пятой заповеди. Это значит, что человек должен научиться крепко стоять на ногах, уже не опираясь на своих родителей. Когда сын или дочь становятся взрослыми, отец с матерью перестают его обучать и воспитывать. Если у них здоровые взаимоотношения, ребёнок всегда будет уважать родительские советы, но решения будет принимать сам. В свою очередь, родители также должны уважать решения своего взрослого ребёнка. Бывает, что молодая супружеская пара вынуждена жить с родителями. В этом случае им будет гораздо труднее поддерживать здоровую дистанцию, однако это совершенно необходимо для нормального развития молодой семьи. То же самое можно сказать о тех странах, где семейные узы гораздо крепче и теснее и где старшее поколение нередко подавляет и контролирует младшее. Когда родители продолжают всем заправлять и командовать, это никому не приносит пользы.

■    «Прилепиться к жене», обещав друг другу верность, посвятив себя друг другу. Иисус тоже говорит, что с самого начала брак предполагался как союз на всю жизнь. «Разводное письмо», которое, по закону Моисея, муж должен был дать своей жене, если хотел отослать её прочь, было лишь временной мерой, необходимой «по жестокосердию вашему» (Мф.19:8). Причём, слова «своей жене» предполагают моногамные взаимоотношения.

■    «Стать одной плотью»: это значит стать одним целым - и не только в физическом плане. Еврейское слово «басар», переведённое здесь как «плоть», означает единство тела, души и духа, соединение всего существа. Интересно отметить, что Бог даёт супругам это единство уже после того, как они полностью посвятили себя друг другу.

■    И наконец, они должны были вместе плодиться - и не только в смысле рождения детей, («Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю», Быт. 1:28), но и в исполнении Божьей заповеди «обладать» творением, возделывать его и заботиться о нём (Быт. 1:26, 28, 2:15, 19, 20).

Кроме того, Бог определил и Свою роль в этих взаимоотношениях. Он хочет быть частью новой семьи. Он сочетает людей воедино. В Книге Екклесиаст, в отрывке, который можно применить к брачному союзу, мы читаем о крепкой нитке, скрученной втрое (Еккл. 4:12). «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6, Мк. 10:9).

Супружеская любовь

В книгах о христианском браке нередко описываются различия между разными видами любви. Однако можно сказать, что любовь состоит из разных компонентов, как свет состоит из разных цветов спектра.

В древнегреческом языке есть немало слов, обозначающих разные аспекты любви. Как и многие другие авторы до меня, я тоже решил обозначить три разные её типа:

■    Филия: естественная любовь, дружба, товарищеские взаимоотношения, приязнь. Это может быть любовь между друзьями, между родственниками, между родителями и детьми. Такая любовь существует и между супругами. Супруги должны быть, во-первых и прежде всего, друзьями. Они делятся друг с другом всем, рассказывают друг другу о своих поступках, делах, переживаниях и чувствах. Супруг - это лучший друг, готовый постоять за своего партнёра, поддержать его и воодушевить. Филия - это несовершенная любовь; это человеческая любовь, живущая в ожидании ответного чувства. Это любовь, исходящая из человеческой души.

■    Агапе: Это бескорыстная любовь без всяких условий, которая проявляется не столько в чувствах, сколько в поступках. Это святая любовь, описанная в 1 Кор. 13. Она основана на твёрдом решении посвятить себя любимому человеку.

Способен ли человек любить такой любовью, любовью-агапе? Способен ли он любить совершенно бескорыстно, без мысли о себе, если одновременно он любит другого человека такой любовью, которая нуждается в ответном чувстве, ожидает его и надеется на него? Способен ли он продолжать любить, если его любовь так и осталась без ответа? Разницу между любовью-агапе и любовью-филия можно увидеть в Ин. 21:15-18. Мы знаем, что незадолго перед этим Пётр трижды отрёкся от Иисуса. Он действительно любил Иисуса, но из-за всего, что произошло, усомнился в качестве своей любви. В оригинальном греческом тексте слова «агапе» и «филия» употребляются по очереди. Иисус спросил Петра: Любишь ли ты Меня любовью-агапе? Пётр ответил: Господи, Ты знаешь, что у меня есть только любовь-филия. Пётр думал, что ему нечего предложить Господу кроме дружбы, несовершенной любви. Иисус, бывший живым воплощением любви-агапе, принял его слова. Настоящая любовь растёт и развивается в совместных переживаниях и испытаниях. Порой бескорыстная, святая любовь кажется нам совершенно недоступной! Однако силой Духа мы всё-таки можем до неё дорасти. К счастью, у нас остаются любовь-филия и любовь-эрос, закладывающие неплохое основание для нашей любви в юности и в самом начале супружеской жизни.

■    Эрос: чувственная любовь, физическое влечение друг к другу, наслаждение телом своего супруга, физический союз. Древнегреческое слово «эрос» не встречается в Новом Завете. Это имя греческого бога любви. В христианских кругах им обычно обозначают физический, чувственный аспект любви.

Только супружество, изначально задуманное Богом, может включать в себя все три аспекта любви. Филия и агапе присутствуют и в других отношениях, но эрос предназначается исключительно для брачного союза. Эти компоненты любви дополняют друг друга, и никакие другие отношения кроме супружеских не включают в себя все три.

Надо сказать, что между этими тремя формами любви нередко возникают конфликты. Бог хочет, чтобы мы возрастали в любви и в наших отношениях было всё больше любви-агапе. Английский писатель Кл. С. Льюис говорил, что естественная любовь должна умереть и быть погребена, прежде чем воскреснуть и стать вечной, бессмертной и бескорыстной любовью, не предъявляющей любимому никаких условий. Мужчины склонны «застревать» в сфере чувственной любви (эрос), а женщинам больше по душе естественная любовь- близость (филия). Чувственная любовь может превратиться во всепоглощающее пристрастие и поработить мужчину, в то время как для женщины естественная любовь может стать чем- то вроде религии. Бывает, что женщины заключают любимого человека в смертельные объятия, душат его своей любовью. Я вовсе не пытаюсь сказать, что в любви-филия и любви- эрос есть что-то дурное, но нам необходимо возвысить, искупить эти формы любви любовью-агапе.

Обязанности

В браке на мужчин и женщин возложены разные обязанности, хотя в современном мире разница между ними практически стирается. Я думаю, что здесь действительно лучше говорить не столько о разных ролях, сколько о разных обязанностях. Коротко говоря, в обязанности мужчины входит лидерство, ответственность и самоотверженная любовь.

В обязанности женщины входит быть помощницей и уважать лидерство и ответственность мужчины.

 

Ап Фервайен, Искусство счастливого супружества, Гедеон, Хорнаар


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: