Церковь – это прежде всего свободное собрание верующих, а не организация

В категориях: Общество, Церковь и власть


Аргументы в пользу автономии, или независимого управления церковью

Гончаров Константин Вениаминович

Как относились первые ученики Христа и апостолы к организации своих церквей. Рассмотрим книгу Деяния, 15 глава — Иерусалимский совет.

Как ни странно, но часто именно это место Писания приводится оппонентами автономии поместных церквей как агрумент. Но при внимательном рассмотрении мы видим, что это не так.

Во-первых, церкви из Антиохии, Сирии и Киликии добровольно послали братьев за разъяснением. Их никто не заставлял это делать, и никто не навязывал свое мнение.

Во-вторых, это был особый период, период написания Нового Завета. Церкви не имели написанной Библии, как у нас сейчас. Тогда еще были живы апостолы, люди, которым Бог дал власть излагать и писать Свое Слово. Никто не может претендовать на эту власть сегодня. Никто не может сегодня встать, как апостол Петр, и передать прямую волю Бога для всех к послушанию.

В-третьих, это не был совет союза или деноминации, а совет одной церкви, где присутствовали представители других церквей (ст. 2, 6).

Поставление пресвитеров

«Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян.14:23).

Опять, на первый взгляд, кажется, что практикуется власть над церковью. Но даже если не брать во внимание тот факт, что это был особый человек, апостол Павел, который давал указание, есть серьезные аргументы считать, что эти места также говорят в пользу автономии церквей.

Мотив Павла заключался в том, чтобы показать свою власть, а помочь церквам стать самостоятельными, автономными — «довершить недоконченное дело». Как раз поставление пресвитеров и делает церковь «доконченным делом», когда у нее есть коллегиальный орган управления, научения и пастырской заботы. В Деяниях Павел по избрании «предал их Господу». Эти слова также означают, что он ожидал от них самостоятельности. Для него было главным, чтобы церковь научилась жить под руководством Господа через Его Слово.

В Послании к Титу, после 5го стиха, Павел говорит о качествах служителя (епископа, пресвитера). Это также говорит о том, что в выборе служителя воля начальства сверху вообще не имеет никакого значения, а главное, соответствует выбираемый человек этим качествам или нет. Кстати, об этом знает не приезжий брат из центра, а члены поместной церкви, которые за него голосуют.

Самое главное, помощь в поставлении пресвитеров нужна была во вновь организованных церквах, у которых еще не было руководства. Причем эти церкви организовал, или содействовал организации, апостол Павел. Он не приказывал что-либо по поводу тех церквей, которые организовал ктото другой. Но факт остается фактом — церкви, не имеющие пресвитеров, нуждаются в помощи избрания пресвитера.

Титу Павел не просто дал приказание поставить пресвитеров, а, самое главное, дал в Письме разъяснение, каким должен быть пресвитер. Опять нужно не забывать, что у церквей не было еще Нового Завета, и письмо к Титу стало частью Библии впоследствии.

Церковь, как организация, может быть самостоятельной, когда есть люди с соответствующими качествами, готовые взять ответственность за жизнь церкви.

Реакция Павла на пресвитеров, не соответствующих своему положению

«Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви» (3Ин.9,10).

Нет сомнения, Диотреф был негодный человек и, по всей видимости, авторитарно правил своей церковью. Но даже по отношению к нему все, что мог и желал сделать апостол, это прийти и «напомнить о делах его». Никакого внецерковного собора, ни областного совета он не собирал, чтобы снимать пресвитера церкви или, еще больше, сан с пастора. Он уважал автономию поместной церкви. Всех своих обидчиков Павел подвергал Божьему суду. Вполне возможно здесь, что Павел оставлял за собой право «напомнить» о делах Диотрефа перед всей церковью, но все равно церковь должна была принимать окончательное решение.

Какова может быть роль союзов, объединений, ассоциаций или деноминаций?

Как мы видим из Писания, нет упоминания о территориальных, национальный или других деноминациях, ассоциациях или иерархических образованиях. Есть служители: пресвитеры (старейшины), епископы и пасторы, которые служат в пределах одной поместной церкви. Значит ли это, что сегодня не может быть ассоциаций или деноминаций? Нет, не значит, но служители таких структур должны знать свое место и роль, которую они исполняют в общем деле Божьем.

1.    Роль структуры деноминаций — не управлять церквами, а служить, помогая им быть более успешными в достижении Божьей миссии. Даже это должно делаться в добровольной форме, если церкви этого хотят. Церкви в таких деноминациях (ассоциациях) обычно избирают и поддерживают такие структуры не для того, чтобы ими потом эти же структуры командовали, но чтобы они выполняли волю церквей, которые их для этого избрали.

2.    Как нам показывает пример Сам Господь, Иисус Христос, настоящее братство и любовь возможны только там, где есть Христова свобода и всеобщее подчинение Библии и ее принципам, а не субъективной воле одного человека или даже группы людей. Некоторым кажется, что если будет иерархия, будет больше порядка. Да, мы знаем из истории, как преуспевали в порядке некоторые диктаторы. Люди почти не опаздывали на работу, никто не критиковал начальство, пятилетку сдавали досрочно, но это стоило людям свободы мысли, слова, выражения чувств и даже миллионов жизней. Неужели мы хотим такого порядка? Нет ничего прекрасней того единства и порядка, который исходит от единства веры, взаимной любви и уважения.

3.    В Новом Завете нет такого понятия — «Церковь», какое оно приобрело с годами и тысячелетиями в истории. К сожалению, «организационный аспект христианства стал стремительно брать верх над его духовным идеалом». Греческое слово екклейсия означает собрание, собрание людей по объединяющей их причине. Среди христиан — это собрание людей во имя Христа для исполнения Его миссии. Сегодня, к сожалению, слово «екклейсия» приобрело значение организации, институализации, иерархии и даже зданий. Нам нужно вернуть библейское значение этого слова и перестать использовать его в чуждых значениях.

4.    Нет сомнения, что Библия представляет поместную церковь как автономную и независимую от какой-либо власти. Это касается ее права решать любые вопросы своей жизни и деятельности. Но это не освобождает ее от осознания того, что все истинно верующие во Христа являются частью Его большой семьи, и мы должны любить друг друга, уважать мнение друг друга и, если нужно, объединять усилия для совместного служения. Можно говорить о взаимозависимости, но только не за счет ограничения церковного права самоуправления и автономии.

 

АВТОНОМИЯ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ. Материалы первого Симпозиума «Взаимоотношения поместной церкви и Союза» 67 декабря 2007

Мир в Боге.ру


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: