Что такое небесные награды христиан

В категориях: Трудные места


С. Г. Кузнецов

Основные термины

 

В Новом Завете используются различные термины, обозначающие награды для верующих. Употребление различных терминов показывает многогранность учения о наградах и подчеркивает ценность их приобретения. Для лучшего понимания сути изучаемой темы рассмотрим сначала несколько основных терминов, употребляющихся для общего обозначения награды.

Награда. Наиболее распространенным термином в отношении награды является слово дю0о<; (мистос), которое переводится как «плата, жалование, мзда, награда, воздаяние, возмездие» '. Наиболее общим значением этого слова является значение «плата». Этот термин является наиболее общим термином в отношении новозаветных наград и употребляется в Новом Завете 29 раз. Данный термин может употребляться как в положительном значении, так и в негативном. В положительном значении употребляется чаще и означает награду или плату. Например, в нагорной проповеди: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12). Тот же Матфей использует дю0о<; в значении «плата» в притче о хозяине виноградника: «Говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых» (Мф. 20:8). В этом же значении, но уже с негативным оттенком, данный термин используется в Деян. 1:18, 2 Пет. 2:13,15 и Иуд. 1:11, как «мзда неправедная» или «возмездие за беззаконие». В значении «возмездие» или «наказание» это же слово использует Павел в Рим. 1:27.

Данный термин очень важен для понимания учения, и, в первую очередь, выражает идею воздаяния по заслугам. Об этом говорит Христос: «Се, гряду скоро, и возмездие (дюбо;) Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Отк. 22:12). Однако это не означает, что плата будет равна заслугам.

Венец. Другой важный термин в отношении наград - стёфо^о; (стефанос). Это слово имеет значение «венок», а в переносном значении «награда, слава» и употребляется в Новом Завете 18 раз. Для стёфо^о; характерны три различных смысловых значения: радость благовестника о спасенных через его проповедь (Фил. 4:1 и 1 Фес. 2:19), награда за успешное служение (1 Кор. 9:25) и символ победы и власти (Отк. 6:2) . В качестве награды за успешное служение и веру в Новом Завете встречается четыре различных венца: правды, жизни, похвалы и славы. Образ венца широко используется новозаветными авторами: Апостолами Петром и Иоанном, Павлом и Иаковом.

В Древней Греции победитель Олимпийских игр получал венок из ветвей оливы, а поэтических состязаний в честь Аполлона - лавровый (отсюда слово «лауреат»). Венки носили не только спортсмены, но и полководцы-победители, жрецы, иногда просто уважаемые люди. Триумфаторы надевали лавровый венок. В торжественных случаях весь народ венчался лавровыми венками. Дубовый венок был знаком особого покровительства Зевса, его удостаивались полководцы и правители. Миртовые венки с розами использовали как свадебное украшение.

Поскольку греки ценили славу больше богатства, то венок победителя олимпийских игр ценился очень высоко.

Родной город встречал победителя с большими почестями. Его одевали в пурпуровые одежды и везли по городу в колеснице, запряженной четверкой лошадей. Иногда для проезда колесницы победителя специально проламывалась городская стена. В честь победителей в городах ставили статуи. Обладатель венка получал также и материальные блага, например, пожизненно освобождался от налогов, получал почетное место в театре и других общественных местах, а иногда и пожизненную пенсию.

В свете этих данных понятно, почему библейские авторы использовали образ венца для описания божественных наград для верующих, побеждающих со Христом.

Сокровище. Иисус неоднократно призывал собирать сокровища на небе в противоположность накоплению сокровищ на земле. Слово «сокровище» для обозначения будущей награды встречается в следующих текстах: Мф. 6:19-21, Мф. 19:21, Мк. 10:21, Лук. 12:33-34, Лук. 18:22, 1 Тим. 6:19. Данный термин является синонимичным слову «награда» в вышеперечисленных текстах и в дополнительных комментариях не нуждается.

 

БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: