Именно Дух Святой запечатлевает христиан в момент спасения

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме


Элдон Вудкок

 

Запечатление Святым Духом

В своих посланиях апостол Павел три раза напрямую говорит о верующих, запечатлённых Святым Духом. «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21-22). «И уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1: 13b-14). «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30).

Некоторые комментаторы говорят, что запечатление Святым Духом означает отпечаток Божьего характера на тех, кто Ему принадлежит. Он делает это посредством Святого Духа через возрождение, просвещение и освящение. Эта идея согласуется с ранними представлениями, что стфрауь - это отпечаток моральных качеств, наложенный на разум. Однако, так как Павел в этих стихах делает ударение на фундаментальных аспектах искупительного труда Христа, который Он совершил для верующих, идея запечатления характера Божьего присутствует здесь лишь как второстепенный элемент. Внимание в тексте акцентируется не на этом.

Связь между запечатлением Святым Духом и крещением подробно обсуждалась многими авторами. Некоторые комментаторы считают, что запечатление означает либо само водное крещение, либо оно происходит во время этого крещения. Они указывают на то, что многие ранние отцы церкви именно так понимали эти стихи.

Однако тема этих текстов - не крещение; они преимущественно касаются Божьих искупительных дел до водного крещения. Павел подчеркивал реальность спасения, одним из благотворных следствий которого является запечатление Святым Духом, а не то, что символизирует эту реальность. Если говорить об истории, то связь крещения и запечатления впервые упоминается у ранних отцов церкви, которые творили спустя несколько десятилетий после Павла. Поскольку запечатление Святым Духом происходит в момент обращения, оно отличается от водного крещения.

Дух Святой - это средство с помощью Которого христиане запечатлеваются в момент спасения. Дух Святой Сам - это печать, особенно в смысле Его присутствия в жизни христианина. В Ефесянам 1:13-14 представлена вся Троица. «Бог - это Тот, Кто запечатлевает, Христос - сф8е4р а, где происходит запечатление, а Дух Святой - инструмент этого запечатления».

Печать Святого Духа удостоверяет Божье право на владение и защиту Своего народа. Это происходит в момент обращения, когда Дух Святой поселяется в сердце. В результате этого действия, инициированного Богом, основанного на искупительном труде Христа и совершённого посредством Святого Духа, спасение верующих непреложно. Поскольку верующие - неприкосновенная собственность Бога Он их защитит. Итак, верующие могут иметь абсолютную защищенность во взаимоотношениях с Богом.

Этот вывод подкрепляется утверждениями Павла, в которых запечатление Святым Духом связано с арра|ЗШу, которое Павел употребляет во 2 Коринфянам 1:22; 5:5 и Ефесянам 1:14.

Значение слова арра|3шп (залог)

Слово арра|3шу транслитерировано с еврейского существительного «залог». Финикийцы, очевидно, развили его как торговый термин, в частности, в значении задатка. Греки заимствовали этот термин у финикийцев, с которыми имели торговые отношения.

Задаток или предоплата

В раннем греческом слово арра^шу означало задаток или предоплату. Оно означало частичный авансовый платёж, который был гарантией выплаты полной стоимости покупаемого товара. Поскольку некоторые люди не выполняли условия договоров из-за своей нечестности, и продавцы, и покупатели желали себя обезопасить. Продавцу нужна была такая договорённость, при которой покупатель оплачивал ему некоторую сумму вперёд, как будто это был заём, а покупателю нужна была гарантия, что товар будет ему передан, когда будет выплачена вся стоимость.

Арра|3шу был небольшой вещью или частичной выплатой, возможно, существенной. Если покупатель не выплачивал полную цену, он лишался арра|3шу. Если продавец не отдавал товара, он должен был возместить арра|3шу вдвойне. Когда этот греческий обычай получил распространение в восточном Средиземноморье, размер арра|3шу составлял обычно половину стоимости продаваемого товара. Даже с такими предосторожностями человеческая честность постоянно нуждалась в подстраховке ради исполнения обязательств. В раннем греческом употребление арра|3шу в значении задатка встречается намного чаще, чем в значении залога.

Залог

Подобно задатку, залог функционирует, как гарантия выполнения деловых обязательств. Однако, в отличие от задатка, залог представляет собой предмет, или предметы, не имеющие никакого отношения к тому, что приобретается или выплачивается за этот товар. Залог необходимо было возвратить, когда стоимость товара полностью выплачивалась.

В Септуагинте залог - арра|3шу встречается только три раза, и все в одном отрывке (Быт. 38:17-18, 20). Здесь описываются финансовые отношения Иуды с женщиной, которую он счёл за блудницу (ст. 15). За оказанные ею услуги он пообещал прислать козлёнка из своего стада (ст. 17). Так как козлёнка у него при себе не было, он оставил женщине свою печать, перевязь и трость как залог выполнения своих обязательств (ст. 18). Эти предметы были её гарантией, что она получит плату. Когда он прислал козлёнка, все предметы надо было возвратить (ст. 20). Филон также использует слово арра|3шу в смысле залога, когда рассуждает об этом тексте, хотя толкует его аллегорически.

Договор об оказании услуг

Проницательные наблюдения Керра выявляют важную сторону употребления Павлом слова арра|3шу.

Как возможный источник для метафоры, договор об оказании услуг имеет важное преимущество по сравнению с договором купли-продажи.

Этот момент, кажется, был упущен теми комментаторами, которые упоминают лишь о договоре купли-продажи. В договоре об оказании услуг работа будет выполняться в интересах того, кто дает арра|3шу; а выполнит ее тот, кто его принимает. В договоре купли-продажи покупатель даёт арра|3шу, а продавец его принимает. Легко представить себе Бога, дающего арра|3шу тем, кто верит в Него и служит Ему; однако трудно вообразить себе гипотетическую сделку, в которой христиане что-либо продают Богу, и получают арра|3шу от Него, как от покупателя.

Во 2 Коринфянам 1:22 и 5:5 есть одна и та же конструкция: топ арраЬшуа TOU •рубита™?, буквально, «залог Духа». Можно понимать это как родительный падеж приложения и лучше перевести «залог, который есть Дух», или в другом порядке «Дух в качестве залога» (так в переводе NIV). Павел считал, что пребывание Духа Святого функционирует как арра|3шу. Он передаёт ту же самую идею в Ефесянам 1:13¬14 при помощи определительного придаточного предложения: «...Святым Духом, Который есть залог...»

Комментаторы часто приходят к выводу, что в этих текстах Павел намеревался использовать базовые значения слова арра|3шу. Некоторые описывают это как залог, однако, не отличают его от задатка, о чём говорилось ранее. Другие понимают его как задаток (т.е. авансовый платёж), который показывает решимость Бога полностью выполнить все Свои обетования в плане искупления. Пребывание Святого Духа в верующих даёт им предварительное представление или предвкушение их будущего спасения.

Объясняя пребывание Святого Духа в верующем как его арра|3шу, Павел не собирался передать все оттенки смысла этого слова. Ведь в данном контексте арра|3шу - это не просто частичный платёж как часть договорного обязательства должника заплатить всю сумму. Это и не залог, который должен быть возвращён.

Скорее, арра|3шу верующего - это добровольный и благодатный дар совершенно святого и абсолютно верного Бога, Который всегда исполняет Свои обещания. Так как Его честность и верность находятся вне подозрений, этот арра|3шу, естественно, не требуется, чтобы помешать Богу изменить принятое Им решение или несерьёзно отнестись к обязательствам. Бог милостиво направил Павла использовать образ, который заверил бы верующих в надёжности Его гарантий. Бог использовал элемент человеческой культуры, чтобы заверить верующих в Своей надёжности, что Он исполнит обещанное, и это не было ограничено понятием арра|3шу. Ранее Он использовал завет крови, чтобы заверить Авраама и его потомков через Исаака и Иакова, что Он исполнит Свои обещания (Быт. 15). Но ни завет, ни арра|3шу не придавали несомненному исполнению Божьих обещаний большей внутренней определённости.

Если опустить детали таких коммерческих механизмов, как залог и предоплата, то арра|3шу - это Божье удостоверение Его гарантий, что Он обязательно достигнет

Своих искупительных целей. Сюда входит будущая надежда верующих во Христе, то есть, надежда на будущее окончательное спасение. Основанный на верховной власти Бога и Его верности Своему Слову, а также на искупительном труде Христа, этот арра|3шу пребывающего Святого Духа показывает, что будущее верующих в искупительном плане Бога гарантировано и, таким образом, абсолютно и вечно безопасно.

 

Eldon Woodcock, "The Seal of the Holy Spirit," in Bibliotheca Sacra 155:618 (April 1998): 139-163. Перевод с английского Валерия Борзова (Тольятти) под редакцией Андрея Раугаса (Самара).


Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: