Как достигать совершенства в познании Духа Святого

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме


Е. Н. ПУШКОВ

 

Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ..." (Иоан. 16, 13),— так Слово Божье говорит о Духе Святом, поэтому рассуждения о Нем — самые насущные, самые необходимые. Бог триедин: Отец, Сын и Дух Святой. Триединство Божье проходит через всю Библию.

Поэтому мы должны относиться к Духу Святому, как к Богу, благоговейно и свято ходить перед Ним.

ДУХ святой это личность

Личность и телесность — не одно и то же. Многие не представляют личность без телесности. Однако даже умирая, человек не утрачивает личность, а только телесность. Души убитых, о которых пишет Иоанн в Откровении, возопили громким голосом: "Доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?" (6, 10). Значит, люди и после смерти мыслят, знают, вопиют.

Не только праведники, умирая, остаются личностями, но и грешники. Так богач, в известной нам притче, беспечно прожив жизнь, попал в ад. Там, в огне, в муках, он оставался личностью, способной понимать непоправимый ужас своего положения. Он заботился и о своих братьях, чтобы они не пришли к нему на вечные мучения (Лук. 16, 19—28).

Духу Святому, как Личности, свойственны чувства, знания, воля.

Дух Святой имеет чувства: "...умоляю вас, братия... любовью Духа..." (Рим. 15, 30).

Дух Святой знает, мыслит, ходатайствует: "Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией" (Рим. 8, 27).

У Духа Святого есть воля: "Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно".

Дух Святой знает каждого человека лучше, чем мы сами себя. Знает кого и каким даром наделить.

Каждый из нас знает: для того чтобы стать мастером своего дела будь то: в музыке, науке, искусстве,— необходимо совершенствование. Тем более необходимо достижение совершенства в познании Духа Святого. Рассмотрим некоторые ступени этого спасительного познания.

Первая из них — покаяние

Мартин Лютер в своем вероучении писал: "Я верю, что не собственной силой и разумом могу верить в Иисуса Христа, моего Господа, или прийти к Нему, но что Дух Святой привел меня к Нему посредством Евангелия, наградив Своими дарами".

Значит, человек не просто захотел и поверил Богу, нет. Дух Святой дает первый импульс, пробуждает к жизни горчичное зерно веры, заложенное Богом в каждого человека. Дух Святой приводит к сокрушению о грехах — Пс. 37, 5—6; 50, 5; внушает, что мы — погибшие грешники — Ис. 6, 5; и когда это совершится, указывает на Христа — Спасителя — Ис. 53, 46; 1 Петр. 2, 24.

Апостол Павел, как свидетельствует Священное Писание, был фарисеем из фарисеев, по правде законной — непорочный (Фил. 3, 5), но, когда Дух Святой вскрыл глубины зла в его сердце, он признал себя первым грешником! И это слово "верно, — подтверждает сам Апостол, — и всякого принятия достойно" (1 Тим. 1, 15). Он отверг праведность "от закона", понял, что она — запачканная одежда и возжелал облечься в праведность Христа, которая дается чрез веру (Фил. 3, 9).

Такое осознание своей обреченности должен пережить каждый человек. Особенно хочу обратить внимание на это детей верующих родителей, которые как бы по инерции стали христианами. Они не опускались на дно греха, как прочие люди, поэтому многие из них не пережили глубокого потрясения и отчетливого сознания своей греховности. У них было покаяние, им преподали крещение; какое то время они были радостными, но все это со временем рассеялось, как туман, и они остались разбитыми и неудовлетворенными. А причина одна: они никогда не сокрушались о своих грехах настолько, чтобы в трепете воззвать: "Что мне делать, чтобы спастись?" (Д. Ап. 16, 30).

Иисус Христос пришел взыскать и спасти погибшее (Мтф. 18, 11), то есть безнадежных, беспомощных грешников, а таковыми являются все без исключения. Кто не сознает себя таковым, тот не получит спасения, ибо оно только для погибших.

Дорогой друг! Осознал ли ты бедственность своего положения? Понимаешь ли ты, что твои грехи пронзили тело Христа? "Бог судил тебе быть славной диадемой в венце Христа, а ты до сих пор являешься колючкой в Его терновом венце..." — такими словами призывал к покаянию средневековый проповедник и мученик за Христа Савонарола.

Есть замечательное стихотворение: "Я видел во сне, как враги бичевали Христа..." римской плетью со свинцовыми наконечниками, которые вырывают куски кожи. Автор говорит о себе, что, глядя на жуткую картину истязания, он не выдержал и схватил палача за руку. Когда тот обернулся, он, к ужасу, узнал в нем себя.

Когда до сознания каждого из нас дойдет, что мы — безжалостные палачи, распинающие своими грехами Самого Господа, тогда, конечно, мы будем горько рыдать о своих преступлениях, тогда склонимся на колени перед Спасителем и будем омывать слезами покаяния ноги Иисуса Христа.

Многие признают Христа исторической личностью. Но вера в историческую личность ничего не дает. Людям нужен личный Спаситель, Который за них пострадал, их искупил и простил им все грехи. Такой спасающей верой в живого Господа может наделить только Дух Святой.

Слово "покаяние" в переводе с греческого означает "поворот в противоположную сторону", а это и есть возрождение — вторая ступень.

До покаяния я стоял спиной к Богу, но теперь повернулся к Нему лицом, а от мира, от греха — отвернулся. Больше того, возлюбив Господа, я стал ненавидеть зло (Пс. 96, 10). "...Весь мир лежит во зле" (1 Иоан. 5, 19). И Слово Господне отныне призывает меня: "Не любите мира, ни того, что в мире..." (1 Иоан. 2, 15).

Когда Дух Святой обличил Савла в грехе, вторым его шагом была молитва. "Он теперь молится". Именно к молящемуся Савлу был послан Анания. Он возложил на Савла руки, Савл прозрел и исполнился Святого Духа (Д. Ап. 9: И, 17).

Многие сегодня сомневаются: возрожден ли я? Возрожденная душа — это, в первую очередь, молящаяся душа. Как мало покаявшихся, особенно из молодежи, молятся вслух на богослужениях!

Что бы подумал отец о сыне, который ни разу не назвал его отцом и ни о чем его не попросил? Сколько же детей Божьих годами не раскрывают уст для громкого славословия Господа!.. Почему же ты, дорогая душа, боишься назвать Господа своим Отцом? Почему тебе не о чем с Ним поговорить? Одно из двух: или мы возрожденные дети Божьи, или мы вообще никто. Я не могу себе представить возрожденного христианина не молящимся. А не молиться Богу — значит остаться без спасения.

Отступившие от Христа начинали свой путь в погибель с прекращения молитвы. Кто покидает церковь? Кого поглощает мир? — Того, кто прекратил молиться. Грех и молитва не могут жить в душе человека; или молитва истребит грех, или грех задушит молитву.

Христос "грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды..." (1 Петр. 2, 24).

Возрожденный, запечатленный Духом Святым человек, это новый человек. "Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5, 17). Ветхие мехи плотского христианина не могут вместить вина новой жизни, потому что вино возрождения прорвет их внешнюю, обрядовую праведность и обнаружит их напускную святость пред всеми. Когда мы видим называющего себя верующим, но в нем проявляется плотской характер: обидчивость (которая есть не что иное, как проявление гордости), зависть, ссоры и т. п.,— то не нужно заблуждаться: это человек в своем ветхом плотском одеянии.

Брат Константин Павлович, служитель Московской церкви СЦ ГХБ, любил рассуждать о Духе Святом. Как-то в беседе он с сожалением сказал, что в настоящее время очень много верующих по убеждению, но не по возрождению от Духа Святого. Люди своим умом пришли к заключению, что истина и справедливость только во Христе, а возрождения они так и не пережили.

"Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов,— и получите дар Святого Духа..." (Д. Ап. 2, 38). Покаяние и возрождение необходимы для того, чтобы встать на третью ступень — крещение. Крестят только мертвых для греха, но живых для праведности, для Бога; крестят возрожденных.

"...Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести..." (1 Пет. 3, 21). Крещение — это исповедание веры в Иисуса Христа. Желающий принять крещение должен в сердце своем решить, что отныне он будет исповедником Иисуса Христа пред миром, невзирая на последствия. Кто решил верить только в душе, верить молча,— таковых Господь не может использовать для труда в Своем винограднике.

"...Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим. 10, 9—10). Как мало таких безбоязненных исповедников! Сколько сегодня людей "издыхают от страха грядущих бедствий"! Как они истомились в ожидании истинного хлеба жизни! Где же носители света? Они молчат... И не потому ли вера многих христиан ослабела, они едва живы сами. "Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению", исповедуют как к своему спасению, так и к спасению ближних.

На греческом языке слово "крещение" звучит как "погружение". Насколько же прекрасней его русское звучание: крещение! От слова "крест". А крест — символ страданий. Поэтому христианин, принимающий крещение, в первую очередь должен быть готовым к страданиям.

В крещении есть три стадии: водное, крещение Духом и огненное, для испытания посылаемое, которого никто из возрожденных не должен чуждаться (1 Пет. 4, 12—16). Все их мы должны пройти и открыть в них источники благословений (Пс. 83, 7).

Перейдем к четвертой ступени — повиновение Духу Святому. Она очень важна, особенно для молодежи. Многие, дойдя до нее, остановились. Она стала для них как бы барьером в дальнейшем продвижении.

"...Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему" (Д. Ап. 5, 32). Повиновение Духу Святому у многих только кажущееся.

Попросили меня как-то побеседовать с молодой сестрой. Жизнь ее и поведение были вполне приличны, даже строги, но служители были обеспокоены ее чрезмерным унынием. Я подошел к ней в трепете, внутренне молясь Богу.

—    Радуешься ли ты своему спасению? — спросил я.

—    Иногда.

—    Почему?

—    Сама не знаю.

—    Повинуешься ли ты Духу Святому? Не судит ли тебя совесть за поступок, который мог огорчить Его?

—    Я переписываюсь с неверующим молодым человеком. Он просто — друг моего детства. Неужели это?..

—    Положа руку на сердце, скажи, для чего ты переписываешься?

—    А так, на всякий случай...

Вот это-то "на всякий случай" и было ничем иным, как недоверием и огорчением Духа Святого. В сердце своем сестра говорила: "Я повинуюсь Тебе, Господи, во всем", а все свои заботы она не возложила на Него, пыталась кое-что нести и устраивать сама.

Юношей нередко подкашивает другое искушение: их пугает тюремная решетка. И вот многие начинают торговлю с плотью: а, может, вести себя как-то потише, помудрее — и Богу верить, и в тюрьму не попасть? Уже одно это есть неповиновение Духу Святому. Ему должно быть повиновение не частичное, а всецелое, безоговорочное. Повиноваться Духу Святому необходимо не только во время благоденствия, но и в лихую годину иметь в себе приговор к смерти. Многие начинали с того, что пожелали открыто сказать о своей вере во Христа. Затем они получали от Бога силу терпеть насмешки, лишения. Переходя от силы в силу, они подошли к ответственному шагу — с радостью приготовили себя сначала к тюрьме, а потом, если нужно, и на смерть ради Господа.

Так, постепенно отдаваясь во власть Духа Святого, они встали на пятую ступень: ощутили такую жажду погружения в Дух Святой, что вне Его не мыслят даже жизни. Неслучайно Слово Божье говорит: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей...", (Иоан. 7, 37-38).

Жаждешь полноты жизни в Духе Святом — иди! Пришел — пей! Многие вроде бы жаждут всецелого посвящения, но не идут к источнику, чего -то ждут, все слагают в сердце своем советы: обязательно подумаю над этим важным вопросом, непременно сделаю этот шаг. Прошло время, забылись обещания, рассеялись святые побуждения,— человек остался пустым. Истинная ли это жажда? Умирающий от жажды путник из-за глотка воды готов расстаться с чем угодно, только бы не умереть. "Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко" (Ис. 55, 6).

Вспоминаю студенческие годы: время у меня настолько было уплотнено, что поесть было некогда. Включишь чайник, но пока он закипит, уже нужно бежать, опаздываешь, думаешь: там где-нибудь перекушу. Вечером тот же чайник опять ставишь на огонь. Пока стоит, съешь что-нибудь всухомятку и снова выключишь. И так раза три кипятишь, а он — все не кипяченый. В воде только бактерии размножаются. Напьешься такой воды и такая беда случится, что без медицинской помощи не обойдешься. А нужно-то всего минуты две-три, довести до кипения — и пей спокойно, но нет, нам же некогда.

Часто подобное происходит и в жизни христиан: не хватает силы воли уничтожить микробы плоти, все ее поползновения. Иным просто жаль расстаться с плотью. И вот слышишь молится душа: "Господи, если я где-то согрешил, чем-то Тебя огорчил, — прости". Какое лукавство! Да неужели ты не знаешь что в тебе есть плотского, запинающего?! Да назови ты, наконец, грех своим именем, открой его, и Бог освободит тебя. Все эти "если" — искушают Духа Святого. Разве Он не знает твоих согрешений? — Знает, но ждет, когда ты чистосердечно признаешься в этом. «Гели бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь. ...Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 65, 18; 31, 5).

Жажда исполнения Духом Святым возникнет в том сердце, где уничтожены все бактерии греха. Только чистое сердце устремляется к Богу. Такой человек встанет на шестую ступень — будет дерзновенно просить Духа Святого, а "Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него" (Лук. 11, 13). Не тем, которые настаивают: дай дар исцеления, пророчества и т. п. Дух Святой разделяет Свои дары каждому особо, как Господу угодно, а не как хочется человеку. Только тех, чье сердце свободно от гордого "я", кто всецело покорился воле Господа, кто сказал в сокрушении: "Возьми меня в Свое распоряжение и употребляй, как Ты хочешь",— такие души Господь будет использовать. Им Он будет давать Свои Дары, поручать служение, какое Он усмотрит нужным.

Можно войти в воды моря, ощутить единство со стихией, но невозможно для достижения единства выпить море. Так точно обстоит дело и с Духом Святым. Бессмысленно Им повелевать, с Ним нужно слиться и стать единым целым.

Иные просят об исполнении Духом Святым для того, чтобы быть заметными, быть большими. "Просите и не получаете, потому что просите... для ваших вожделений" (Иак. 4, 3). Это также совершенно бесполезно.

Скромные, богобоязненные души сатана уловляет в сети сомнения. Они понимают все верно, кажется, тянутся всем существом к жизни полного посвящения, но говорят: "Я недостоин этого блаженства... Апостолы были великими, а кто я?.."

Слово пророка Иоиля снимает эти сомнения, как необоснованные, и провозглашает: "Излию от Духа Моего..." На кого? На избранных? — Нет. — "На всякую плоть..." (2, 28).

Зачем сомневаться и медлить, когда нам дается такое сокровище даром?! Я долго готовил себя к христианской жизни и служению. Все хотел больше познать мир науки. И пока готовился, не заметил, как прошла юность. Свежие силы, юный пыл — все минуло. А нас "грозно встречает последнее время". Без силы свыше, без помазания Духом Святым невозможно устоять против козней дьявольских.

Вы спросите: как практически достичь этой желанной вершины?

—    Верой и послушанием. Верой мы приняли дар спасения. Никто из нас не сомневался, что слова "всякий, верующий в Меня... имеет жизнь вечную" (Иоан. 3, 16) включают каждого из нас. Так точно той же верой мы можем располагать и на обетование Духа Святого: оно принадлежит нам и детям нашим. Все дело только в нашем повиновении и послушании.

Допустим, вы обнищали, а ваш отец — обладатель большого состояния. Он очень желает перевести все свои сбережения на ваш счет при условии, что вы позволите ему у вас жить. Неужели вы будете изнемогать в нищете и не пригласите навсегда поселиться в вашем доме любящего вас отца? Неужели дерзнете сказать: отец, деньги твои мне крайне нужны, но тебя я не могу принять, потому что ты приедешь и станешь мной командовать?!

Как много христиан молятся о ниспослании "плодов" духа, желают иметь: любовь, радость, мир, долготерпение, веру, кротость, — а Самого Подателя благ впустить в свою жизнь не желают. Но Священное Писание называет все эти качества не "плоды", а плод Духа! Следовательно, Дух Святой и Его плод настолько взаимосвязаны, что один без другого просто немыслимы. Напрасно просить о терпении. Дух Святой обогащает этим даром через скорби, а без скорбей запастись терпением невозможно. Но мы хотим иметь розу без шипов, — может ли быть такое?

Мы поем гимн: "Предвечный Дух, приди..." Там есть такие проникновенные слова: "Дай счастье ощущать в страданьях за Тебя..." Да, страдания за Христа — это право каждого христианина (Фил. 1, 29). Но не всякий желает воспользоваться им. "Не только веровать... но и страдать..." — непонятное для многих преимущество. Это равносильно тому, как если бы бездомному нищему сказали: ты можешь не только изредка приходить на чашку чая, но, если пожелаешь, можешь жить под моим кровом на правах любимого сына...

Любимый и единственный Сын Отца — Христос, воспользовался этим правом и пострадал за наши грехи. Слава Ему вовеки!

Тот, кто воистину любит Бога, не упустит чудной возможности склонить голову, чтобы ее увенчал терновый венок Христа.

И седьмая ступень — "исполняйтесь Духом" (Еф. 5, 18).

В день Пятидесятницы Апостолы "исполнились Духа Святого", но они ощущали ежедневную потребность обновлять эту силу, то есть совершенствоваться. А для этого необходимо иметь чистое сердце, постоянное сознание своей нищеты, всецелой зависимости от Господа. Быть не бедным духом, но нищим. Разница между бедным и нищим большая. Бедный почти такой же, как и нищий. Но нищий стоит и просит, а бедный стыдится, он еще не совсем обнищал, гордость ему не дает просить. Воистину нищий — всегда просит: получил, израсходовал и снова просит. Таковыми должны быть и дети Божьи по отношению к Духу Святому, и только из чрева таких людей потекут реки воды живой. Не одна река, а реки, как сказал Иисус Христос. Из глаз течет река приветливости, из уст — благодарения, из сердца — река любви. Сливаясь вместе, они образуют мощный поток, свидетельствующий о жизни с избытком.

Поскольку есть ступени наполнения и погружения в Дух Святой, есть, к сожалению, и ступени удаления и отпадения, встав на которые, можно настолько оторваться от источника жизни, что погибнуть навеки. Чтобы не случилось аварии, на дорогах ставят предупредительные знаки: опасный поворот, крутой спуск и т. п. Внимательно будем следить и мы за тем, что может лишить нас спасения.

 

Вестник истины 3,1988

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: