Роль духовных ценностей в образовательной системе: взгляды К. Ясперса

В категориях: Политика, экономика, технология


ГЛ. НОВИЧКОВА,

Великий немецкий философ и гуманист Карл Ясперс, в своих рассуждениях о вере в философском плане, приходит к выводу, что вера не противостоит разуму, а существует в едином союзе с ним. Мыслитель пытается обосновать разум в самой экзистенции, потому что как высшая человеческая способность разум существует в содружестве и неразрывном единстве с экзистенцией. Вышеизложенное можно подкрепить высказыванием Ясперса о философской вере: «Веру никоим образом не следует воспринимать как нечто иррациональное. То, что дух сознательно созидал себя на почве иррационального, было концом духа... Философская вера, вера мыслящего человека всегда отличается тем, что она существует только в союзе со знанием. Она хочет знать то, что познаваемо, и понять самое себя»8.

Рассуждения о школьном образовании послужили основанием для Ясперса, чтобы в содружестве с М. Хайдеггером предпринять попытку осуществления реформы высшего образования в Германии. Свои идеи о преобразовании немецкого университета Ясперс изложил в работе «Тезисы к вопросу об обновлении высшей школы», а М. Хайдеггер — в докладе «Университет в новом рейхе». Ход мыслей Ясперса по поводу реформы университета таков. Он полагал, что современная ему высшая школа на протяжении последнего столетия переживает упадок, связанный с бездуховностью факультетов, с поведением многих студентов, не стремящихся учиться по-настоящему, с введением в познавательный процесс университета недостойных знаний, что происходит не по вине какого-нибудь конкретного лица, а объясняется «бесконечностью, нигилизмом технокультуры больших городов...

Реформа, таким образом, стала вопросом судьбы университета и самосознания всего народа»9. По Ясперсу, суть реформы высшей школы состоит в том, чтобы университет был преобразован в «Центр духовного законодательства»10. Этой цели можно достичь путем установления неразрывной связи профессиональной подготовки специалистов, исследовательского и образовательного процессов, и работа по достижению этой цели возлагается на университеты. Под единством профессиональной подготовки специалистов, исследовательского и образовательного процессов Ясперс понимает следующее: во-первых, лучший исследователь бывает, как правило, и отличным учителем. Он является представителем науки, и в результате общения с ним студент знакомится с наукой. Исследователь-учитель способен пробудить творческие способности студента. Во-вторых, исследование, обучение и образование становятся результативными в процессе коммуникации и общения преподавателей и студентов, которые охвачены идеей поиска истины. Истина выявляется в борьбе мнений и в процессе диалога как единомышленников, так и противников. Поэтому создание научных студенческих сообществ в университетах, объединяющих друзей науки, будет, по мнению философа, питательной средой для подлинного развития науки. В-третьих, для совершенствования науки у студентов должна быть развита свобода мысли. Связь между учителем и учеником определяется свободой, а не насилием или принуждением и она может возникнуть только при сократовском типе отношений, в котором больше рассуждает и говорит студент, а преподаватель его внимательно слушает. По форме своей — это связь равных.

Исходя из мнения Ясперса, что модусом знания должна стать связь обучения и исследования и что студенты должны принимать участие в раскрытии основ и сущности познания, он приходит к выводу, что для осуществления этой идеи надо частично изменить способ ведения занятий в высшей школе. Количество лекций следует сократить, а увеличить время на индивидуальную домашнюю работу, в процессе которой выясняется, способен ли студент, в силу своих навыков и умений, к учебному процессу.

Чтобы студент смог открыть в себе духовные силы, необходимые в процессе обучения, чтобы их выявить, сделать ясными и развить, нужно было бы создать две новые формы консультаций. Одна из них — это деятельность факультета по организации работ студентов, которые исследуют ту или иную идею в определенной сфере знания и должны представить свои убедительные доказательства, выработанные посредством собственных выводов и предлагаемой литературы. Литература, предлагаемая студентам, должна быть наивысшего уровня, чтобы студент знал, что если он последует рекомендациям преподавателя и литературы, то он получит драгоценные сведения для своей работы. «Работу над этими наставлениями следовало бы вести постоянно, — пишет Ясперс. — В них находил бы свое выражение дух факультета, они оказывали бы студенту помощь, все время ставя преподавателя перед вопросом, который должен быть основным в его деятельности: в чем собственно суть происходящего»11.

Другая форма консультаций обязывает преподавателей не только объявлять студентам о курсе лекций и практических занятиях, но и кратко освещать их тему и цель. При индивидуальной работе со студентами преподаватель должен донести до студентов следующее: если они посвящают себя духовной профессии, то они должны отдаваться ей целиком и по своему образу мышления быть исследователями, стоящими на службе своей профессиональной идеи.

Размышления о трудовой повинности и военно-прикладном спорте, которые были составной частью деятельности университета уже с июня 1933 г. в Германии, привели Ясперса к тому, что он включил эту тему в свои «Тезисы к вопросу об обновлении высшей школы». Он был тверд в убеждении, что ни трудовая повинность, ни военно-прикладной спорт не могут быть частями учебного процесса университета и не должны переноситься в сферу научного воспитания студентов.

Итак, Ясперс отстаивает гуманистическую позицию в понимании воспитательного и образовательного процесса, намечая соответствующую программу воспитания и образования молодого поколения, ориентированную на совершенствование общества и рассчитанную на активизацию молодежи в решении задач, возникших перед обществом.

Исследуя тему образования, Ясперс говорит о его гуманистическом и нивелированном аспектах. Он полагает, что на Западе образованность широких слоев осуществлялась только посредством гуманистических знаний, тогда как для отдельных индивидов были возможны и другие пути. Под гуманистическим знанием Ясперс понимает изучение греческого и латинского языков, чтение произведений философов и историков античного мира, усвоение математики, изучение Библии и знакомство с великими поэтами своей нации. Кто осваивает такое гуманистическое знание, тот наполняется духовным содержанием, которое делает все остальное знание доступным для духовного постижения. Это погружение можно назвать воспитанием и образованием, которые обладают тем чудесным свойством, что преображают человека.

Почему именно путь гуманистического образования имеет такое преимущество? Ответ может быть дан только исторически. Так, согласно философу, Античность дала фактическое обоснование тому, благодаря чему люди на Западе могут существовать в качестве людей. Все великие взлеты человеческого ума происходили благодаря соприкосновению с Античностью. И те народы, которые забывали об Античности, погружались в варварство. «Античность, — пишет Ясперс, — наша почва, хотя она постоянно меняется, и лишь во вторую очередь и без автономной силы образования — прошлое своего народа»12. Несмотря на тот факт, что гуманистическое образование приносит ощутимые плоды, людей, для которых оно было бы значимым и определяющим, становится все меньше и меньше. Указанный Ясперсом путь гуманистического образования не может быть скорым. Это — упорный и кропотливый труд, в ходе которого изучается наследие прошлого, человек пропитывается им, расширяет свой кругозор, и тем самым живет жизнью целого.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

8    Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. — С. 422.

9    Историко-философский ежегодник'94. — М., 1995. — С. 331.

10    См. там же. — С. 332.

11    Там же. С. 318.

12    Там же. С. 359

 

ГЛ. НОВИЧКОВА, Проблемы воспитания и образования в трактовке Карла Ясперса, ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 3/2011

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: