Роль и место проповеди в Библии

В категориях: Движение все – но цель еще лучше


Джеймс Ф. Ститцингер

Историческое исследование разъяснительной проповеди надо начинать с правильного понимания свидетельств о проповедях, содержащихся в Писании. Проповедь в Библии имела две основных формы: проповедь-откровение и проповедь-объяснение. Все пост-библейское проповедование основано на проповедях, зафиксированных в Писании, и исходит из этого источника.

Те, кому изначально было поручено провозглашать Слово Божье, открывали Бога человеку вербально. Слово от Бога приходило к людям разными путями: через пророков, произносивших божественное Слово Господа, через священников, излагавших Закон, и мудрецов, дававших мудрые советы (Иер. 18:18). Ветхий Завет переполнен изречениями таких проповедников откровения, которые точно передавали человеку Божье послание.

Один из наиболее ранних примеров проповеди откровения — последнее наставление Моисея Израилю (Вт. 31—33). Это обращение произнесено невероятно умело и ясно для человека, который некогда заявил о себе:

«Я тяжело говорю и косноязычен» (Исх. 4:10). В двух своих прощальных речах Иисус Навин обратился к своему народу с глубокими истинами откровения и объяснения (Нав. 23:2-16 и 24:2-27). Бродас указывает на «прекрасное, с точки зрения риторики, использование исторического повествования, живого диалога, творческого и страстного призыва» в этих посланиях Господа.

Давид и Соломон дали нам превосходные примеры проповедей откровения и объяснения Слова в поэтической форме. Давид посвятил многие из своих псалмов откровению природы и характера Бога (Пс. 7,8, 15, 21, 23,33,67, 74,88,92, 104, 109, 118, 135, 144). Не меньшее количество его псалмов объясняет природу Бога людям (Пс. 1, 22, 31, 36, 39, 45, 49, 65, 77, 91, 99, 103, 105, 117, 127, 149; см. в особенности 31:8). В псалмах можно найти необыкновенно много подсказок о природе и содержании проповеди.

Соломон использовал притчи для наставления (Пр. 1:2-3) и учил народ, обратившись к нему с речью при посвящении храма (2 Пар. 6:1-42). «Проповедник» из Ек. 12:9-10 тоже выступает с пояснительной речью.

Обратите внимание на его «заметки для проповедников» к каждому псалму. философии жизни, которую он обрел благодаря мудрости (Ек. 1:12-13), чтобы были «слова истины написаны [им] верно» (12:10); очевидно, он пользовался успехом.

Наверное, величайшие примеры проповеди в Ветхом Завете можно найти в книгах пророков. При исследовании этих посланий можно встретить как откровения, так и объяснения. Бродас указывает на этот факт и его значение для сегодняшних проповедников.

Увы! Большинство христиан сегодня упустили из виду этот факт, и многие, даже среди протестантов, до сих пор не торопятся воспринять его. Проповедник НЗ — не священник, не клерик (если не принимать во внимание то, что все христиане — священники), это учитель именем Божьим, и даже пророк в ВЗ был учителем, преимущество которого состояло во вдохновении свыше. Вы знаете также, что основным занятием пророков было не предсказание будущего... они говорили о прошлом и настоящем чаще, чем о будущем.

Пророческие послания — не только предсказания будущего (например, Ис. 9:53), но часто это призывы к покаянию и повиновению (Ис. 1:2-31) или объяснение Слова Господа (Ис. 6). «Пророки были проповед-никами».85 Среди фрагментов, в которых целью и замыслом послания является объяснение, можно перечислить призыв Иосии починить и переделать дом Господень (4 Цар. 22—23); изучение и преподавание Закона Ездрой (Езд. 7:10); замечания Неемии о законе (Неем. 8:1-8); объяснение Даниилом его видения о семидесяти неделях (Дан. 9). Среди пророков, которые говорили о своем труде как о наставлении, были Самуил (1 Цар. 12:23), Исаия (Ис. 30:9), Иеремия (Иер. 32:33) и Малахия (Мал. 2:9). Иоанн Креститель занимает особое место, так как он сочетал бесстрашную убежденность с глубокой кротостью (Ин. 1; 3:2230), когда свидетельствовал о Христе и звал людей к покаянию и вере (Мк. 1:4; Ин. 1:15, 29).

В Ветхом Завете ясно видно, что, после того как основная часть откровения дана, люди возвращаются к ней, чтобы объяснить или истолковать. Это в особенности относится к трудным для понимания отрывкам. Проповедники Ветхого Завета давали необходимые разъяснения.

История библейских разъяснителей должна включать и Христа, Который был образцом как в проповеди, так и в послании, которое проповедовал. Иисус пришел, проповедуя (Мк. 1:14) и уча (Мф. 9:35). Он был совсем молод, когда начал проявлять Свое понимание Писания (Лк. 2:46-50). Как и более ранние проповедники, Он произносил и откровения, и объяснения. Проповеди Христа, такие как Нагорная (Мф. 5—7) и произнесенная Им в Назарете (Лк. 4:16-30), являются образцами толкования и разъяснения на все времена.

В Мф. 5 Иисус говорит: «Вы слышали, что сказано... а Я говорю...» Таким образом. Он наставляет и просвещает слушателей, усиливая текст, к немалому изумлению людей. Он на голову выше всех проповедников, которые разделили с Ним этот титул.86 Многие черты учения и проповеди Иисуса можно легко определить. Среди них назовем следующие: (1) Он говорил как власть имеющий (Мф. 7:29); (2) Он умело использовал другие стихи Писания для объяснения Своих слов (Лк. 24:27, 44); (3) Он жил так, как учил (Лк. 2:40, 52); (4) Он учил просто и понятно для обычных людей (Мк. 12:37), и (5) Его учение часто содержит элементы полемики (Мф. 10:35-37). Чтобы правильно понять Христа, Его надо рассматривать «не как научного лектора, но как проповедующего большей частью для простых людей, на открытом воздухе, обращающегося к беспокойным и по большей части враждебным толпам»." Он учил слушателей истине и объяснял ее простыми, но глубокими словами. Некоторые были смущены (Лк. 4:28), а другие радовались (Мф. 15:15). Сегодняшний проповедник-разъяснитель должен строить свое служение по примеру Христа. Он должен тщательно изучать метод Христа, «не как пример для бездумного копирования, но как идеал, которого надо свободно достигать». 88 Учение Христа показывает, что разъяснительная проповедь может принимать разные формы, главное, чтобы она была верна основной цели объяснения Писания.

Проповеди апостолов и других руководителей ранней церкви внесли значительный вклад в историю разъяснительной проповеди. Речи Петра (Деян. 2:14-36), Стефана (Деян. 7:2-53), Павла (Деян. 17:16-31) и Иакова (Деян. 15:14-21) содержат элементы как откровения, так и объяснения. Послания большей частью являются письменными разъяснениями, предназначенными для того, чтобы преподать различные уроки. Как указывает Баркли:

Послания Павла — это скорее проповеди, чем богословские трактаты. Они относятся к реальным ситуациям. Это проповеди даже в том смысле, что они скорее произносились, чем писались. Они не писались за письменным столом; это слова, которые изливались из уст человека, расхаживавшего по комнате и диктовавшего их, мысленный взор которого был направлен на людей, к которым было адресовано послание. Их непосредственный стиль, водопад мыслей, включенные в них сентенции — все это скорее свойственно разговорной, чем письменной речи.

Тщательное изучение деятельности этого апостола как учителя и проповедника- разъяснителя позволяет сделать много важных выводов относительно проповеди. Как сказал о Павле Бродас, «тысячи людей невольно научились у него, как надо проповедовать. И насколько богаче и полнее был бы этот урок, если бы мы занимались этим осознанно и вдумчиво»."

Павел учил Тимофея «проповедовать слово» (2 Тим. 4:2), «учить сему и увещевать» (1 Тим. 6:2; 1 Тим. 6:17; см. также 1 Фее. 5:15). Здесь речь не идет о проповеди-откровении. Ранние проповедники Писания проповедовали как в стиле откровения, так и объяснения, Тимофей же должен сосредоточиться на объяснениях, излагая Слово людям, которые должны понимать истину (1 Тим. 4:13; 2 Тим. 2:15, 4:2-5). Когда эпоха Нового Завета подошла к завершению, библейские проповедники стали заниматься только объяснением, а не откровением и объяснением.

Для проповедников постбиблейской эпохи в Библии есть только один наказ: продолжать излагать и толковать послание, которое теперь открыто полностью (Евр. 1:1-13). Любая проповедь должна быть разъяснительной, если мы хотим соответствовать образцу Писания. Это продолжение традиций разъяснительной проповеди Ветхого и Нового Завета.

Поскольку разъяснение основывается на Писании, изучение его в истории церкви должно происходить на этом фоне. Чтобы заниматься разъяснительной проповедью, а также изучать ее историю в истории церкви, необходимо рассматривать проповедь в свете Библии.

 

Мак-Артур-младший, Джон. Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: