Социальная роль внешнего облика человека: обман и снова обман

В категориях: Политика, экономика, технология


 

В.А. ЛАБУНСКАЯ доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии

Внешний облик человека, изучаемый с позиций социальной психологии, предстает как явление, отражающее многие тенденции в развитии современного общества и человека. Он становится    одним из важнейших средств построения типологий, выделения и распознания определенных социальных групп, страт, описания стилей жизни. С помощью конструируемых и транслируемых вариантов внешнего облика раскрывается позиция социума в отношении человека, задается символическое жизненное пространство. Внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификации. Ему отводится функция выражения, презентации в заданном контексте социальной, социально-психологической сущности человека, его культурного статуса. Он указывает на поле желаний, возможностей, ценностей.    

В современном мире внешний облик является ценностью не только для «обыденного» человека, но и для научного    сообщества, так как обращение к изучению его многообразных функций не только возвращает к традиционным проблемам социальной психологии, но и открывает новые перспективы в изучении социального сравнения и оценки,     идентификации и формирования идентичности в обществе. «Бытие под взглядом» определяет «борьбу» за внешний облик, за его соответствие определенным социокультурным идеалам, ведет к эскалации сравнений, сопоставлений, к формированию визуального опыта, подменяющего порой реальное бытие человека и приводящего к переживанию «фиктивного» бытия, сконструированного с помощью визуальных технологий.

Очень часто переживания, связанные со свое внешностью, перестраивают не только социально-психологическую структуру личности, но и ее самые разнообразные связи с миром, трансформируют ценностную картину мира, в которую в качестве составляющей входит ценностное отношение к внешнему облику. Превращение внешнего облика в смысловой центр жизни человека актуализирует потребность в определенном типе подтверждения, фрустрация которого сопровождается теми или иными поведенческими актами, одним из которых становится проявление зависти.

Как правило, завистливое отношение возникает в результате сравнения и оценки. Но было бы неправильным считать, что социальное сравнение и оценка как фундаментальные механизмы познания ведут к зависти безотносительно характеристик субъекта познания, степени значимости для него внешнего облика в разнообразных жизненных контекстах. Следовательно, феномен зависти к внешнему облику, демонстрирующий ценностное отношение к нему, актуализируется в результате сочетания ряда социально-психологических переменных, обусловливающих сравнение и оценку своего и другого внешнего облика.

Необходимо подчеркнуть, что зависть, возникшая в результате социального сравнения и оценки, может выполнять функцию развития. Зависть — это желание изменить образ жизни, «своего рода намерение жить, начиная с этого момента». Но если зависть к внешнему облику другого и заставляет рефлексировать по поводу своего собственного внешнего «Я», провоцирует изменения в нем, то она все равно ведет к отделению внешнего облика от личности, придает ему статус автономно существующего объекта или субъекта, который начинает управлять жизнью.

Внешний облик человека как его личная ценность

Независимо от того, являются ли произошедшие изменения во внешнем облике человека следствием его преобразовательной активности или появились под влиянием неконтролируемых внешних факторов, они могут быть причислены к событию, если внешний облик включен в систему «значащих переживаний», является ценностью человека. Преобразовательная активность, направленная на свой внешний облик, — это не просто коррекция и изменение внешнего облика, а выраженное стремление влиять на свои «внутренние» характеристики, на событийные контексты, на ценностно-смысловые интерпретации как себя, так и другого посредством воздействия на «внешние» характеристики. В целом, изменение внешнего облика человека приводит к изменению его социального окружения, а «изменяя себя, индивид изменяет социальную среду; изменяя ее, изменяется сам.

 

Социальная психология и общество. Social psychology and society. Международное научное издание №1/2010

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: