Возлюби ближнего твоего

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме


Мэтью Генри

« Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (Матф.5:43-48)

Здесь речь идет о фундаментальном законе второй скрижали, включающего в себя весь закон: Возлюби ближнего твоего.

Заметьте, как этот закон был искажен комментариями иудейских учителей, ст. 43. Бог сказал: «Возлюби ближнего твоего». Под ближним они подразумевали только тех, кто принадлежал к их народу, их вероисповеданию, только тех, кого им угодно было считать своими друзьями. Но это было еще не самое плохое. На основании этой заповеди, Возлюби ближнего своего, они сделали вывод, которого Бог никогда не имел в виду, - возненавидь врагов своих, - и считали своими врагами всех, кого им заблагорассудится считать таковыми. Таким образом они аннулировали великую Божью заповедь своим преданием, хотя в Писании она толкуется совсем иначе, Исх. 23:46; Втор. 23:7. Не гнушайся Идумеянином... не гнушайся Египтянином, хотя эти народы были такими врагами Израиля, какими не были никакие другие народы. Действительно, Бог повелел им истребить семь ханаанских народов и не соединяться с ними, но для этого были особые причины; это необходимо было сделать для того, чтобы освободить место для израильского народа, а также чтобы хананеяне не стали сетью для него. Однако то, что на основании этого они сделали вывод, будто они должны ненавидеть всех своих врагов, свидетельствует об их дурном нраве. Нравственная философия язычников позволяла это. Цицерон учил: Nemini nocere niciprius lacessitum injuria - Ударь его, пока он не ударит тебя. Заметьте, как развращенное сердце человека способно извлечь для себя поддержку из слова Божьего и брать повод от заповеди для оправдания себя.

Заметьте, как толкует этот закон наш Господь Иисус, Который учит нас совершенно другому: «А Я говорю вам, Я, пришедший для того, чтобы стать Великим Миротворцем, Великим Примирителем, Я, возлюбивший вас, когда вы были еще чужими, врагами, Я говорю вам: любите врагов ваших» (ст. 44). Если даже люди очень плохие сами по себе и очень плохо обращаются с нами, это не освобождает нас от нашего великого долга перед ними, долга любви к нашим собратьям. Мы не можем не признать своей большой склонности желать вреда тем, кто ненавидит нас или нанес нам оскорбление, по крайней мере, наше желание добра им весьма холодное. Однако мы должны вырвать лежащий в основе этого горький корень и победить с помощью благодати остатки нашей порочной природы.

Примечание. Любить врагов своих - это великий долг христианина. Хотя мы не можем соглашаться с явным злом и нечестием, не можем доверять тому, что, как мы знаем, является ложью, и любить все подобное, однако мы должны уважать людей и почитать всякого человека, с удовлетворением замечать все доброе и похвальное даже у наших врагов - их изобретательность, хороший характер, образованность, нравственные добродетели, милосердие к другим, исповедание религии и так далее, - и любить это, несмотря на то что они наши враги. Мы обязаны быть сострадательны и доброжелательны к ним. Здесь говорится:

1.    Что мы должны хорошо говорить о них: Благословляйте проклинающих вас. Разговаривая с ними, мы должны отвечать вежливо и дружелюбно на их ругательства, не воздавать ругательством за ругательство. За их спиной мы должны хвалить то, что есть в них похвального, и, сказав о них все доброе, что могли, не прибавлять ничего более. См. 1 Пет. 3:9. У кого язык управляется законом милосердия, тот способен ответить на бранные слова добрыми.

2.    Что мы должны делать добро для них: «Благотворите ненавидящим вас, и это будет лучшим доказательством любви, чем хорошие слова. Будьте готовы оказать им всякое милосердие, какое только вам по силам, и радуйтесь возможности сделать доброе для их тела и их материального положения, для их имени и их семьи, а особенно для их душ». Об архиепископе Гранме- ре (Granmer) говорили, что путь для приобретения его дружбы состоял в том, чтобы дурно обращаться с ним; таким образом он послужил многим людям, которые досаждали ему.

3.    Мы должны молиться о них: Молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Примечание. (1) Это не ново, когда нечестивые люди ненавидят, проклинают, гонят, презирают самых превосходных святых. Так обращались и с Самим Христом. (2) Если такое случается с нами, то нам представляется возможность показать, что мы послушны учению Христа и следуем Его примеру, молясь за обижающих нас. Если мы не можем иначе засвидетельствовать о своей любви к ним, то этим путем можем сделать это без всякого хвастовства, это такой путь, на котором невозможно лицемерить. Мы должны молиться, чтобы Бог простил их, чтобы с ними никогда не случилось ничего плохого в наказание за то, что они сделали против нас, чтобы Он побудил их быть в мире с нами; это тот путь, каким можно достичь этой цели. Плутарх в своих Апофегмах рассказывает об Аристотеле, что когда некто похвалил Клеомена за его ответ на вопрос о том, каким должен быть добрый царь: Tou" mev filoug euepyereiv, roug Se ixOpoug какд,g poieiv- Добрым с друзьями и злым с врагами, - он сказал, что намного лучше roug men filoug euepyereiv, roug Se ixOpoug filoug poieiv- творить добро друзьям и делать друзьями своих врагов. Это означает собирать горящие уголья на голову их.

Христос приводит здесь две причины, призванные усилить это повеление (которое кажется таким трудным) о любви к своим врагам. Мы должны делать это для того, чтобы:

[1]    Мы могли уподобиться Отцу нашему Небесному: «Чтобы вы могли быть сынами Отца вашего Небесного, могли доказать, что являетесь ими». Может ли быть лучший образец? Это такой образец, в котором любовь к наихудшим из врагов совмещается и сочетается с бесконечной чистотой и святостью. Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных, ст. 45. Примечание. Во-первых, солнце и дождь - это величайшие благословения для мира, и они исходят от Бога. Его солнце, которое светит, и дождь посылается Им. Солнце и дождь посылаются от Бога, а не естественным и не случайным путем.

Во-вторых, милости, даруемые всему роду человеческому, следует расценивать как доказательства и проявления благости Божьей, в которых Он являет Себя как щедрый Благодетель рода человеческого, недостойного малейшей из этих милостей и очень несчастного без них. В-третьих, эти дары Божьего попечения о мире посылаются одинаково как на добрых, так и на злых, как на праведных, так и на неправедных, так что мы не можем судить о любви и ненависти по тому, что видим перед собой, но только по тому, что внутри нас, не по сиянию солнца над нашими головами, а по восходу Солнца правды в наших сердцах. В-четвертых, наихудшие из людей пользуются благами этой жизни наравне со всеми другими, хотя они злоупотребляют ими и борются против Бога Его же оружием. Это удивительный пример Божьего долготерпения и великодушия. За всю историю человечества Бог только однажды запретил солнцу светить над египтянами, в то время как в домах израильтян было светло. Он мог бы делать такое различие каждый день. В-четвертых, Божья щедрость по отношению к нечестивым, которые возмущаются против Него, учит нас делать добро ненавидящим нас, особенно если учесть, что мы пользуемся щедростью Божьей, несмотря на наши плотские помышления, которые суть вражда против Бога. В-пятых, только те будут признаны чадами Божьими, кто старается подражать Ему, особенно в Его благости.

[2]    Мы должны в этом превзойти других людей, ст. 46-47. Во-первых, и мытари любят любящих их. Это свойственно человеческой природе, это исходит из чувства корысти. Делать добро тому, кто делает его нам, - это обычная гуманность, которую проявляли даже те, кого ненавидели и презирали иудеи, доказывая этим, что они лучше их. Мытари пользовались дурной славой, тем не менее, они были признательны тем, кто помогал им, и учтивы с теми, от кого зависели. Так не должны ли мы быть лучше мытарей?

Поступая подобно им, мы служим себе и заботимся о собственной выгоде. Какой награды мы можем ожидать за это, если страх перед Богом и сознание нашего долга не ведут нас дальше наших природных наклонностей и мирских интересов? Во-вторых, мы должны любить врагов наших, чтобы превзойти мытарей. Если мы должны превзойти книжников и фарисеев, то тем более мытарей. Примечание. Христианство есть нечто большее, чем обыкновенная гуманность. Мы чаще должны задавать себе серьезный вопрос: «А что мы делаем лучше, чем другие? В чем превосходим их? Мы знаем больше, чем другие, мы больше, чем другие, говорим о Божественных вещах; мы исповедуем и обещаем больше, чем другие; Бог сделал для нас больше, и поэтому Он вправе ожидать от нас большего, чем от других; слава Божья больше коснулась нас, чем других, но что мы делаем больше, чем другие? В чем мы превосходим сынов мира сего? Не плотские ли мы и не поступаем ли по обычаю этого мира, ниже христианского звания? Мы должны особенно превосходить других в том, чтобы воздавать добром за зло, тогда как каждый воздает добром за добро.

Это будет свидетельствовать о более благородных принципах и соответствовать более возвышенным правилам, чем те, по которым живут большинство людей. Другие приветствуют своих братьев, принимают своих сторонников, соратников и единомышленников. Мы же не должны таким образом ограничивать свою любовь, но любить и своих врагов, а иначе какая нам награда? Мы не можем ждать награды христианина, если не поднимемся выше добродетели мытарей». Примечание. Кто хочет получить награду выше, чем другие, тот должен делать больше, чем другие.

В заключение. Наш Спаситель завершает эту тему призывом (ст. 48): Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Это можно понимать: 1. В общем смысле, включая сюда все, в чем мы должны подражать Христу, как Его чада возлюбленные. Примечание. Долг христианина - желать совершенства, стремиться к нему и прилагать все усердие в достижении совершенства в благодати и святости, 1 Пет. 1:15, 16. Или же: 2. В узком смысле, о чем шла речь выше, то есть в смысле творения добра нашим врагам, см. Лук. 6:36. Прощать причинившим нам зло, принимать странников, творить добро злым и неблагодарным - вот в чем состоит Божье совершенство, поступая так, мы уподобляемся Богу. Мы, обязанные Божьей благости столь многим, обязанные ей всем, что имеем, должны подражать ей, насколько это в наших силах.

 

Мэтью Генри, «Толкование на книги нового завета»

Мир в Боге.ру


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: