Христос Божьих заветов

В категориях: Трудные места

О. Палмер Робертсон

По Писанию заветные обетования, которые Бог объявлял Своему народу, распространяются на тысячу родов. Ссылка на тысячу родов подразумевает завет вечный. Более того: особая роль, отведенная генеалогии, связана с идеей вечной преемственности. Никогда не прервется нить наследования в роду праведных. В каждом поколении сохранится род заветного народа Божия.

Тот же взгляд находим во Вт.7:9: Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов. (Втор. 7:9)

Этот отрывок имеет особую ценность, поскольку проливает свет на роль Десятисловия как обобщения Моисеева завета. Как сказано в Исх. 20:5,6, Бог накажет детей за вину отцов до третьего и четвертого рода ненавидящих Его и сотворит милость "до тысячи родов" любящим Его и соблюдающим заповеди Его. Эта последняя строчка в оригинале почти идентична Вт.7 :9.гз4]. В свете этого сходства очевидно, что и в Исх.20:6 говорится о тысячах поколенийгз51. Бог явит милость Моисеева завета к тысячам поколений.

Ясно, что упоминание о "тысяче" поколений призвано передать понятие вечного завета. Но давайте на минуту попробуем быть еще более последовательными сторонниками буквального подхода, чем толкователи-буквалисты, и, исходя из того, что Божии заветные обетования распространяются действительно на тысячу поколений, быстро сделаем некоторые подсчеты. Даже если отводить на поколение 20 лет, что весьма скромно, мы получим, что заветные обетования охватывают 20 тысяч лет. А поскольку Авраам жил всего 4 тысячи лет назад, то обетования Авраамова завета "останутся в силе" еще по меньшей мере 16 тысяч лет!

Именно с точки зрения генеалогического принципа следует толковать обращение Петра к современным ему израильтянам: "Вы сыны пророков и завета, который завещал Бог отцам вашим" (Деян. 3:25). Генеалогические установления заветов с Авраамом, Моисеем и Давидом распространяются и на новозаветные времена.

Можно отметить еще один отрывок, имеющий отношение к генеалогической стороне заветных обетований. Он поясняет, что завет в его генеалогическом аспекте относится не только к внешним благословениям. Напротив, как сказал пророк Исаия, завет включает и дар Святого Духа народу Божьему:

И вот, завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века. (Ис. 59:21)

Этот текст о даре Святого Духа потомкам из рода в род далее поясняется в Новом Завете, где сказано, что благословение Авраамово связано с обретением Святого Духа. По словам Павла, дар Духа верующим Нового Завета - это исполнение заветных обетований Аврааму: "Христос искупил нас от клятвы закона...дабы благословение Авраамово чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою" (Гал. 3:13 и дал.).

Рассматривая генеалогический аспект обетований Божьего завета, следует принимать во внимание два логически следующих из него принципа:

Прежде всего, нельзя забывать о принципе "привития." С древнейших времен Авраамова завета стало возможным "прививать" к Израилю тех, кто по рождению израильтянином не был (Быт.17:12, 13). Через обряд принятия прозелитов израильтянами, в полном смысле этого слова, могли стать представители любого народа.

Определяя библейское значение понятия "Израиль," необходимо учитывать этот аспект. "Израиль" в его глубинном значении нельзя сводить к этнической общине. Это понятие должно включать и прозелита, который не принадлежит к "Израилю" по плоти, но соединяется с ним посредством привития.

Этот принцип был явно известен в новозаветные времена; об этом свидетельствует Новый Завет, который говорит о "привитии" язычников (Рим. 11:17). Представители всех наций верою могут стать живой ветвью Божьего народа.

Важность концепции "привития" для генеалогического принципа трудно переоценить. Процесс "привития" превращает язычника в "израильтянина" в полном смысле этого слова (см. Гал. 3:29). Потомки "привитого" становятся наследниками данных Аврааму обетований. Его род с этого времени является законным наследником обетований, данных патриарху о его потомстве.

Второй принцип, который необходимо отметить, - это противоположный принцип "подрезки." К генеалогическому древу Авраама можно не только привить новую ветвь. Возможно и другое: потомки Авраама по плоти могут лишиться своего привилегированного положения. Этот принцип прослеживается до самых первых поколений потомков патриархов, получивших обетования. Чтобы показать, что избрание всецело зависит от Бога, было сказано: "Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел" (Рим. 9:13; ср. с Мал. 1:2, 3; Быт. 25:23).

Концепции "подрезания" также нужно отдавать должное, определяя понятие "Израиль." Повторяем, "Израиль" нельзя определять просто как этнических потомков Авраама, поскольку "не все те Израильтяне, которые от Израиля" (Рим. 9:6). Истинный Израиль Божий составляют те, кто связан с Авраамом не только происхождением, но и верою, а также язычники, привитые через веру.

Рассматривая понятие "подрезания," необходимо понимать, что оно не упраздняет генеалогический принцип естественного наследования:    Исаак, избранное семя, был естественным потомком Авраама, как и Моисей, Давид, Христос и Павел. И хотя принцип подрезания создает угрозу для самонадеянных, он ни коим образом не предполагает, что благодать Божья действует вопреки естественному порядку творения. Спасительная благодать не противостоит порядку творения; она противостоит греху. Обдумывая спасительные свершения Божии, христианин должен избегать соблазна противопоставлять природу и благодать. Искупление привело к восстановлению порядка творения, а единство семьи - один из величайших уставов творения. Бог действует в гармонии с этим уставом творения, а не в противоречии, о чем убедительно свидетельствует генеалогический аспект искупительных свершений.

В любом случае, генеалогический принцип заветных деяний Божиих утверждает единство заветов. "До тысячи родов" Бог пребывает верен Своим заветным обетованиям. Его верность через поколения служит связующим звеном между всеми заветами, следующими друг за другом. Заветы Авраама, Моисея и Давида являются по сути дела последовательными этапами одного завета.

 

О. Палмер Робертсон, Христос Божьих заветов, Copyright 1980, ISBN: 0-87552 - 418 – 4, Перевод Елены Богат Редактор Елена Шустова

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: