Авторитет апостолов как их властный ресурс в управлении церквами
В категориях: Трудные места

Христоф Стеншке
Сложно и, возможно, даже наивно предполагать, что послания Нового Завета (почти половина Нового Завета состоит из посланий) не имеют никакого отношения к вопросу авторитета или власти или их применения. Авторы посланий поднимают важные вопросы и ожидают, что адресат будет серьезно воспринимать их. Большинство посланий были написаны людьми, которые претендовали на более высокий статус по сравнению с получателем. Некоторый материал в письмах, повидимому, был включен по просьбе адресата (через письмо или представителей, ср.: 1Кор.1:11; 7:1,25; 8:1; 12:1; 16:1,12), другой материал составлял «непрошеный совет», по крайней мере, для некоторой части аудитории!
Несколько примеров будет достаточно.
Послания Павла. Когда Павел не мог навестить церковь (по ряду причин, например был в заключении!), то писал письма церквам, которые он основал, но как минимум три письма написал церквам, которых он не основывал: Колоссянам, Римлянам и письмо Лаодикийцам (упоминается в Кол.4:16). В этих письмах Павел использует свой авторитет в отношении учения и поведения. В некоторых случаях Павел может быть очень настойчивым и прямым (напр., в требовании церковной дисциплины в 1Кор.5), в других случаях он был менее настойчивым и просто предлагал совет (Примеры).
Заметно, что в Послании к Римлянам он был менее настойчив. Хотя он напоминает читателям о своем апостольском авторитете, но признает необычность ситуации в 15:14-16:
«И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников...»
Павел извещает о своем визите в Рим и осторожно выражает надежду, что римские христиане поддержат его миссию в Западное Средиземноморье (Испания, 15:24; смотрите ниже подтверждение предвидения Павла).
Примечательно, что Павел редко ссылается на свой (апостольский) авторитет как основание для аргумента или требования. Чаще он приводит доводы из Писаний Израильских, из слов Иисуса или «доПавловой» традиции, которую он сам принял (смотрите ниже).
Когда он упоминает о своем авторитете, то не ссылается на какиелибо личные достижения. Павел охотнее ссылается на свое призвание воскресшим и прославленным Христом или на присутствие и служение Святого Духа (напр., 1Кор.7:40: «...а думаю, и я имею Духа Божия», смотрите также ст.25: «...даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным»).
Послания Павла упоминают ряд его сотрудников (некоторые из них участвовали в составлении некоторых посланий и были соавторами), которых Павел рекомендовал и посылал в церкви для решения особых задач. Церковь должна была принимать и проводить этих сотрудников (ср.: рекомендация Павлом Тита и других братьев в 2Кор.8:16-19,23, смотрите ниже).
В Пасторских посланиях Павел наставляет своих сотрудников Тимофея и Тита относительно того, как им следует вести себя в церкви в Ефесе и на Крите. Хотя они были молоды и их служение подвергалось нападкам, они должны были применять власть в этих общинах.
Павел продолжает обсуждать этот вопрос с коринфянами, но у нас есть доступ только к некоторым источникам Павла (1-2Кор. Одно письмо, упомянутое в 2Кор.2:4, скорее всего, утеряно). Они показывают, что авторитет Павла не был беспрекословным, как со стороны обращенных Павлом, так и со стороны обращенных другими ранними христианскими миссионерами (Петр, Аполлос, ср.:1Кор.1:10-17). В 2Кор.10-13 Павел отстаивает свой собственный авторитет.
Кроме внутрицерковных проблем, были также иудеи-христиане, которые ставили под сомнение евангелие Павла и его служение, так называемые «оппоненты Павла» . Хотя они соглашались с Павлом в убеждении, что Иисус из Назарета был Христом Божьим, у них было другое мнение по поводу того, каким образом христиане из язычников могут стать частью Божьего народа и какова роль закона по отношению к ним. Они не хранили молчание, но распространяли свои убеждения в церквах, основанных Павлом. Ответ Павла на их притязания и деятельность обнаруживает то, что существовала реальная опасность их успеха. Павел серьезно воспринимал их вызов. В раннем христианстве происходила горячая дискуссия по поводу власти и авторитета.
1 послание Петра.. Как апостол Иисуса Христа, Петр обращается к большой области Малой Азии (1:1). Как старец и свидетель страданий Христовых, он обращается к пресвитерам общин в последней части послания (5:1-5).
Послания Иоанна. 2 Иоанна содержит одно из многих новозаветных предупреждений против лжеучителей. Принимать следует не всех учителей и не всех притязающих на авторитет. Содержание их учения следует подвергнуть тщательной проверке.
3 Послание Иоанна упоминает Диотрефа, человека, «любящего первенствовать». Кроме того, Диотреф не признавал авторитета автора послания (9). Автор заявляет о намерении посетить их и «напомнить о делах, которые он делает, понося нас злыми словами...».
Экзегетические выводы довольно скудны. В Новом Завете есть свидетельства использования авторитета-власти в церквах людьми из других церквей (где они, по-видимому, занимали служение пресвитера или диакона). Такая власть осуществлялась как через личное посещение, так и через послания. Насколько мы знаем, в Новом Завете власть применяли люди, которые основали эти церкви, и/или люди, которые имели большие полномочия, как Петр (Мф.16:18; Ин.21:15-19), или положение, как Иаков , которого чтили как брата Господня (Гал.1:19; 2:19; Деян.12:17; 1Кор.15:7). По крайней мере, такое впечатление складывается из того ограниченного количества источников, которыми мы обладаем.
Способ, при помощи которого осуществлялся авторитет, — поучителен. Хотя авторы посланий иногда дают прямые указания читателям, обычно они тщательно аргументируют свою позицию и стараются убедить адресата. Они пытаются постигнуть ситуацию получателей и пишут, учитывая их контекст.
Новый Завет также свидетельствует, что этот авторитет подвергался сомнению и его нужно было защищать.
АВТОНОМИЯ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ. Материалы первого Симпозиума «Взаимоотношения поместной церкви и Союза», 7 декабря 2007
Добавьте свой комментарий