Почему в церкви должно быть несколько пресвитеров

В категориях: Общество, Церковь и власть


Практичность принципа многочисленности пресвитеров

Др. Марк Дэвер, Пол Александер

Мы рассмотрели некоторые основные библейские аргументы в пользу различия между пресвитерами и диаконами, роли каждого из них и аргументы в защиту многочисленности пресвитеров в церкви. Каковы же практические преимущества наличия в одной церкви нескольких пресвитеров? Другими словами, стоит ли менять модель «один пастор/много диаконов» на структуру, которая состоит из нескольких пресвитеров и нескольких диаконов? Давайте рассмотрим некоторые преимущества такой перемены.

Такая модель уравновешивает слабые стороны пастора. Ни один пастор не одарён настолько, чтобы без помощников одинаково хорошо выполнять все обязанности в сфере служения. У каждого есть свои слабости. Все мы нуждаемся в людях, которые восполняли бы наши недостатки. Когда вы окружаете себя благочестивыми людьми, чьи дары, пыл и способности уравновешивают ваши недостатки, вы создаёте более полноценное руководство, способное вести за собой членов церкви.

Такая модель рассеивает критику со стороны общины. При модели «один пастор/несколько диаконов» пастор часто принимает весь огонь критики на себя. Трудные решения могут быть восприняты неправильно, мотивы — не поняты, и вскоре пастор становится мишенью всех критических замечаний, потому что он один воспринимается как человек, принимающий все решения, чей голос значит больше мнения остальных членов церкви — и при такой модели критика людей часто заслуженна. Однако при множестве пресвитеров функции руководства распределены между внештатными членами пресвитерского совета, признанными и утверждёнными церковью. Такой подход ограждает пастора от всеобщей критики, потому что руководство, ответственность и принятие решений распределены между группой людей. Теперь другие могут «стоять в проломе» вместе с пастором и вместе нести ответственность и выслушивать критику. Также церковь будет более охотно принимать трудные решения, принятые группой пресвитеров, чем единоличные решения одного человека, получающего в церкви зарплату. Поэтому некоторой критики можно избежать просто благодаря возросшему доверию рядовых членов к множеству признанных церковью пресвитеров.

Такая модель умножает пасторскую мудрость. Разделение обязанностей руководства с группой благочестивых, одарённых пресвитеров наверняка удержит пресвитера (особенно молодого) от неразумных заявлений, поступков или от неправильного отношения. Никто из нас не всеведущ. Нам всем нужно смирять себя, делиться обязанностями руководства и просить совета. Более того, когда дело доходит до перемен, многие из нас не имеют достаточно терпения. Благочестивые пресвитеры могут помочь нам избрать способ осуществления перемен, который поддержит вся церковь. Они также могут помочь формулировать планы, ставить цели и выходить из щекотливых ситуаций лучше, чем это сделали бы мы сами.

Такая модель усиливает руководство. То есть, она усиливает руководство церкви внештатными пресвитерами. Это очень важно, потому что церковь должна продолжать функционировать и расти, даже если с пастором произойдёт несчастный случай. Меньше всего нам, пасторам, хочется, чтобы наши общины настолько зависели от нас, что в случае нашей смерти, переезда, призвания Богом к другому служению или (не дай Бог!) греха, который лишит нас права оставаться пастором, церковь прекратила бы своё существование. Мы хотим, чтобы наш труд приносил плод и после того, как мы уйдём! Но это означает, что руководство должно быть распределено между внештатными пресвитерами. Самый лучший, самый библейский способ сделать это — принять структуру руководства, основанную на множественности пресвитеров, причём количество внештатных пресвитеров должно превышать количество оплачиваемых пресвитеров.

Такая модель делает возможным исправляющее наказание. Без исправляющего наказания у церкви нет возможности защищать чистоту своего общинного свидетельства от лицемерия членов церкви, совершивших публичный грех. Однако применение исправляющего наказания становится намного труднее без множественности пресвитеров. Применение исправляющего наказания требует такой структуры руководства, при которой оно сможет противостоять духовному или родственному давлению. Множественность пресвитеров добавляет мудрости, ослабляет критику, уравновешивает слабые стороны пастора и усиливает руководство, таким образом помогая преодолевать многие препятствия в процессе исправляющего наказания. Поэтому множественность пресвитеров становится решающей для вынесения исправляющего наказания и для поддержки свидетельства церкви в глазах неверующего общества.

Такая модель избавляет от противостояния «мы и он». Когда между церковью и пастором возникают разногласия относительно направления развития церкви или трудного решения, которое повлияет на всю общину, может развиться нездоровое отношение и противостояние «мы и он». Из-за этого пастор может почувствовать себя в полном одиночестве, и под маской приятных отношений возникнет неприязнь и соперничество. Конечно, множественность пресвитеров может просто усложнить отношения до «мы и они». Однако даже в этом случае изоляция пастора будет разрушена, и пастор сможет избежать таких антипатий, если будет достаточно мудр, чтобы выслушать добрый совет. Умножая мудрость, ослабляя критику, уравновешивая слабые стороны пастора и усиливая руководство, множественность пресвитеров может намного успешнее обезвредить бомбу «мы и он».

Церкви могут обойтись и без пресвитеров. Это происходит повсеместно. Но библейская модель практична, и практические преимущества очевидны и для пастора, и для церкви. Вопрос в таком случае не в том, зачем нам нужны пресвитеры, а в том, почему их у нас нет? Я могу честно признаться, что изменение системы в пользу множественности пресвитеров в нашей церкви оказалось самым полезным событием за всю историю моего служения пастором в церкви в Вашингтоне.

Когда предлагается идея множественности пресвитеров, некоторые пасторы указывают на сложность перехода от других моделей к принципу руководства посредством совета пресвитеров. Как вы выбираете пресвитеров? Есть ли жизнеспособный процесс соглашения о том, кто должен быть служителем? Мы вернёмся к этим вопросам и некоторым другим в следующих четырёх главах.

 

Др. Марк Дэвер, Пол Александер. Продуманное созидание церкви.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: