Принципы Библейского воспитания
В категориях: Трудные места

Шевчук В. А.
Единственная основа христианского воспитания - Библия. Источником силы для воспитания есть Господь.
Механизмами проявления Божьей силы в воспитании детей являются: вера в Господа Иисуса Христа, молитва за детей и благословение детей, смиренномудрая жизнь перед Господом. Для этого, как минимум, необходимо проводить время с детьми. Время, проведенное дома с газетой, с компьютером, у телевизора - это не время, проведенное с детьми.
Основа воспитания - любовь
Бог нигде в Библии не относится к своим детям как деспот, но представляет истинную любовь, которая охраняет и защищает Его детей. Бог желает, чтобы мы, как и Он (Рим.5: 8, 1.Ив. 3: 16), проявляли к своим детям любовь (агапе) без всяких условий, независимо от их достоинств и недостатков, поведения, от того, насколько ребенок оправдывает доверие родителей, от результатов, которые родители имеют от ребенка в настоящее время, настроения, желания и планов родителей, от состояния здоровья детей, их возраста, потому что взрослые дети нуждаются в любви не меньше, чем маленькие.
Большинство родителей сегодня не проявляют свою любовь, спрятали ее в своих сердцах потому, что не знают как это сделать. И, как следствие, дети ее не чувствуют. Если у родителей нет с детьми отношений, построенных на любви, то обязательно будут возникать проблемы. Слово Божье говорит, что необходимо родителей учить любви к детям (Тим. 2:4).
Любите детей, пока они еще дети. Исследования показывают, что дети, которые не получили должной любви от родителей или жили в нездоровых семьях, составляют значительную часть будущих преступников, наркоманов и развратников.
Любить своих детей означает:
- Проявлять к ним внимание (каждому ребенку лично) и выделять для них свое время;
- Отвечать на их вопросы и решать их проблемы;
- играть с ними;
- Выслушивать детей, уметь их понимать и входить в мир ребенка;
- Проявлять к ним нежность, ласку через прикосновения, нежные взгляды, слова ободрения,
делать подарки;
- Беспокоиться об их душевном, духовном и материальном состояние, об их здоровье;
- Быть с ними искренними друзьями;
- Создавать уют, радость, добрую и теплую атмосферу в доме;
- Радоваться детям, чтобы они это видели и чувствовали;
- Доверять детям и оказывать им помощь во всех сложных ситуациях, направляя их на правильный путь.
Воспитание Словом Божьим
Библия рекомендует нам постоянно воспитывать детей в наставлении Господнем (Втор. 6:4-8, Еф.6: 4, Пр. 22:6).
Цель библейского воспитания - привести детей к Богу, чтобы они выполнили Его волю и прославили Его святое имя. В Библии много примеров, когда люди Божьи не смогли воспитать своих детей верными Господу (священник Илий, царь Давид).
Отец - священник в семье и его обязанность - учить детей Слову Божьему (Втор. 6:7): ежедневное чтение Библии, совместные молитвы утром и вечером.
Родители должны быть не только священниками, но и учителями, чтобы научить детей, что означает для них жертва Иисуса Христа, чтобы они познали и полюбили Бога, который сделал все для их спасения.
Высказывания: «От моей мамы я больше узнал о Боге, чем от всех теологов Англии вместе взятых» (Джон Уэсли).
«Лучший перевод Библии - это перевод моей мамы, она перевела ее в мое сердце»
Обучение трудолюбию
Обучать необходимо терпеливо, с любовью, и задача родителей - проследить, чтобы ребенок не только понял, что от него хотят, но важно показать, как необходимо выполнить то или иное поручение и помочь ему это сделать хорошо.
Необходимо научить детей любить работу, или хотя бы научить их, что если они столкнутся с тяжелой работой, они были в состоянии выполнить ее без чувства горя и отчаяния. Вы можете вырастить детей христианами, но если не приучать их к труду, они не смогут быть полезными ни Богу, ни себе, ни родителям. Ленивый христианин еще не сделал ничего хорошего для Господа.
Афоризмы: «Знание мы получаем из книг, а мудрость - в тяжком труде ...», «Лень - мать разврата».
Дисциплинирование – это принуждение при воспитании вплоть до наказания с целью
исправления
Необходимость дисциплинирования следует из греховной природы человека и постоянной борьбы духа и плоти, из необходимости умертвлять греховные дела плоти. Дисциплина необходима, чтобы дать пространство Божиему в человеке и умертвить в нем греховное. Дисциплинирования детей включает:
- Установление и поддержание авторитета родителей (Кол. 3: 20);
- Установление разумных правил и границ;
- Осуществление контроля над детьми за выполнением установленных правил;
- Установление четких обязанностей выполнения домашней работы детьми и контроль за тем, как ее выполняют;
- Проявление твердости, последовательности, принципиальности и терпения;
- Обучение дисциплины личным примером, устными просьбами, указаниями, использованием примеров из Библии через беседы, анализ ситуации и т.п.
Послушание детей своим родителям - важнейшая заповедь (Еф.6 :1-3; Исх.20: 12; Повт.5: 16, Пр. 23:22; Мф. 15:4; Кол.3: 20). Если ребенок не научится подчиняться родителям, то ему трудно будет подчиняться Богу, начальник, мужу. Приучить к дисциплине с рождения (пример Оли). С первых лет своей жизни ребенок пробует, сможет ли он управлять родителями или нет (воспоминания детей о детстве. Ремень - орудие любви. (Пр.13: 24). Наказание ремнем имеет два аспекта: любовь и страх.
Этими двумя элементами характеризуются и наши отношения с Отцом Небесным.
Ремень помогает. Дэвид Вилкерсон говорит о себе: «Благодаря наказанию ремнем, вырос с упрямого, непослушного ребенка священник, который проповедует Евангелие, а не главарь уличной банды. Я думаю, что пришло время в любом месте возвращаться к такой «терапии». с. 111-112 Ремень как дисциплинарная мера предназначен Богом.
Бог определил связь между наказанием ремнем и делом самого высокого значения - спасением ребенка в вечности (Пр.23 :13-14).
Формирование видения будущего своего ребенка
Родительское слово формирует судьбу человека. Иаков, благословляя своих сыновей, сказал пророческие слова, которые сформировали будущее целых поколений их потомков [Бут.49 :3-27].
Одна из крупнейших проблем воспитания в украинских семьях - это плохие слова и плохие пожелания в адрес своих детей ( «с тебя ничего не получится», «ты пропащий», «ты дурак», «чтоб тебе ...» и т. п. ). Эта проблема очень хорошо показана в произведениях Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья», «Баба Палажка и баба Параска» (примеры сравнение украинского и еврейского воспитания).
Поэтому необходимо избавиться от этого родового проклятия и научиться благословлять своих детей. Необходимо иметь видение будущего своего ребенка и подбадривать его в достижении этого видения.
Нацеливать детей на хорошую судьбу
Жизнь родителей формирует судьбу их потомства на многие поколения вперед (Вих.20 :5-6):
- Грех Аарона - идолопоклонство и неправда (Исх. 32: 24) привел к смерти его сыновей;
- Грехи Давида - многоженство, прелюбодеяние, убийство (Повт.17: 17) привели к тому, что сын изнасиловал дочь (2 Сам.13), погибли Амнон (2 Сам. 13) и Авессалом; меч до конца жизни.
Поэтому необходимо помнить, что родители отвечают перед Богом не только за себя, но и за будущее своих детей и их потомков.
Не отдавать предпочтение кому-то из детей
В Библии показано, к каким печальным последствиям приводит неодинаковое отношение родителей к своим детям:
- Исаак любил Исава, а Ревекка полюбила Иакова (Быт. 25: 28); несправедливость родителей родила хитрость Иакова и непримиримость Исава, что принесло много проблем в жизнь этих братьев;
- Яков больше всех любил Иосифа, что вызвало ревность других братьев и желание избавиться от Иосифа.
Молиться
В Евр. 7:25 говорится о большой священнической роли Иисуса. Он вечно жив, чтобы заступиться за людей. Через покровительственные молитвы отец-священник приносит своих детей перед Богом. Здесь важно осознать, что «священник» имеет духовный авторитет и молитва его сильна.
Семейная молитва - это не просто красивый обряд, в ней основа процветания христианской семьи. Кроме семейной молитвы, родители должны находить время для личного общения с Богом.
По возможности необходимо присоединиться к группе людей, которые серьезно относятся к молитве. Коллективная молитва имеет особую силу.
Шевчук В. А. Курс лекций: Библейские основы семьи и брака, Международный славянский центр христианского образования, США, 2012
Добавьте свой комментарий